Откупиться получится



Цель нашей компании - помочь бизнесменам России, используя законы и судебную практику, легально снизить налоги, обезопасить активы, защитить бизнес и создать основу для процветания и преуспевания.

9 Августа 2011

По материалам http://raschet.ru/

Не так давно «Расчет» писал о выездных проверках, когда о суммах доначислений чиновники извещали налогоплательщиков заранее. Тогда же по касательной была затронута и тема «откупа». В этом материале «коррупционный» вопрос рассмотрим более пристально. Наталья Побойкина, управляющий партнер юридической компании «Туров и Побойкина – Сибирь» рассказала Ирине Головой о коррупции в налоговых органах и преимуществах легальной работы.

– Не секрет, что приходящих на проверку инспекторов зачастую интересует сумма налога, которую они смогут доначислить, а не реальные нарушения, допущенные компанией. Каким образом бухгалтер и директор могут противостоять такой политике налоговиков?

– Так как 80 процентов компаний работает в России не совсем легально, то при проверках многие предприниматели пытаются предложить взятку сотрудникам налоговой инспекции, понимая, что если не «вырубить» проблему на корню, потом она может «прорасти» и дать серьезные последствия.

Несомненно, у инспекторов имеются планы по суммам доначислений при выездных налоговых проверках, которые сейчас просто так не назначаются. Проведя предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности планируемой для проверки организации, налоговики, как правило, заранее знают сумму доначислений.

– Как часто налоговики приходят по ошибке и что делать в этой ситуации?

– Если предприятие не связано с обнальными конторами и фирмами-«однодневками» и имеет компетентного главного бухгалтера, то можно быть уверенным, что проверка пройдет без доначислений. Если исходить из практики последних лет, процент прихода налоговиков «по ошибке» невелик. В большинстве случаев они приходят в «проблемные» компании.

– Можно как‑то противостоять даже не проверке, а заранее предписанной сумме доначислений?

– Проверке противостоять мы не можем, потому что у налоговых органов есть право проверять налогоплательщиков. В ходе мероприятия нам необходимо доказать добросовестность юридического лица, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. И если инспекторы видят, что они ошиблись в своих предположениях и зацепиться на данном предприятии не за что, то они просят налогоплательщика показать нарушения, дабы не уходить с проверки без доначислений, с угрозами того, что на проверку может прийти вышестоящий налоговый орган. Эти нарушения могут быть заведомо проигрышными для налоговиков, но «по инструкциям» они не должны возвращаться без доначислений.

– Какие способы налоговики обычно используют, чтобы договориться на взаимовыгодных условиях? Как понять, что инспектор готов обсуждать альтернативные варианты выхода из проверки?

– Вначале прощупывается почва – с чем пришел налоговый инспектор и какова предполагаемая сумма доначислений. Если предприниматель сталкивается с тем, что озвучена сумма с шестью нолями, естественно, она его шокирует и он начинает искать способы уменьшить количество нолей, задавая наводящие вопросы проверяющему.

Кто‑то решает эту проблему через инспекторов, кто‑то напрямую ищет контакты и связи с руководителем отдела выездных налоговых проверок ИФНС и начальником отдела аудита, а кто-то пытается сразу найти выход, если это достаточно крупное предприятие, на начальника налоговой инспекции.

– Какие «правила игры» обычно устанавливают инспекторы?

– Сейчас инспекторы все реже самостоятельно устанавливают правила игры, а все больше отправляют налогоплательщиков к своим руководителям. Те, в свою очередь, подтверждают возможность снизить суммы доначислений; при этом обозначают размер взятки и суммы, которая будет отражена в акте выездной налоговой проверки. В то же время ни налоговики, ни налогоплательщики не доверяют друг другу. Первые боятся брать, вторые опасаются, что договоренности не будут соблюдены. Часто бывает и так: сумма единовременного «вознаграждения» эквивалентна сумме прибыли, заработанной за проверяемые налоговые периоды.

– Вам известно, как именно происходит такой диалог? Ведь если инспектор открыто говорит: «Ничего не знаю, идите сами и договаривайтесь», это де‑факто означает: идите и дайте ему взятку?..

–…Если инспектор заявляет: «Ничего не знаю», плательщик аккуратно пытается выяснить, так ли это. И если инспектор действительно «ничего не знает», то предприниматель ищет выход на вышестоящих руководителей.

avg2011-rachet-interview poboikinoi -fns.jpg

– Всегда ли удается договориться с инспекторами, которые ведут проверку напрямую?

– Нет. С инспекторами все чаще договориться не удается, они, как правило, не принимают решения, а направляют налогоплательщика к руководителю отдела выездных налоговых проверок. Либо налогоплательщик сам выходит на нужного человека, которым может быть либо руководитель отдела аудита, либо начальник инспекции. Как правило, сумма «вознаграждения» составляет до 10 процентов от сумм предполагаемых доначислений. А так как занижение налогоблагаемой базы часто происходит посредством использования фирм-«однодневок», то поставки, работы и услуги от таких компаний исключаются налоговиками из затрат, и доначисляется налог на прибыль и НДС. Суммы эти бывают очень внушительными.

– От чего зависит, будут ли инспекторы договариваться сами или перенаправят вопрос начальнику отдела или инспекции?

– Это зависит от того, как поставлена работа в той или иной инспекции по данному вопросу. Конечно же, есть инспекторы, руководители и начальники инспекций, которые не берут взяток, и это радует.

– Чем отличается обсуждение вопросов напрямую с инспектором или начальником инспекции? Отражается ли это на тех суммах, которые ИФНС запрашивает у компании?

– Естественно, с сотней тысяч рублей доначислений предприниматель не пойдет к начальнику налоговой инспекции, да и ему «неинтересен» такой предприниматель. Если речь идет о миллионах, бывает, и о сотнях миллионов рублей, то налогоплательщик ищет выход на начальника ИФНС или начальников вышестоящих налоговых органов.

– Компания может воспользоваться услугами... скажем, самостоятельного юриста, который способен «решить все вопросы»? Сколько это стоит?

– Обращения к самостоятельному юристу не всегда приводят к нужному результату, даже если тот уверяет, что знает нужных людей и способен с ними договориться.

– Получается, что при такой схеме все еще действует советский закон связей и знакомств?

– При наличии знакомств и связей можно быть более уверенным, что данный вопрос за определенную сумму решится.

– Дает ли договор с начальником отдела или инспекции большие гарантии, чем аналогичные договоренности с рядовыми инспекторами?

– Слово начальника весомее и дороже, нежели слово рядового инспектора. Однако на практике случается, что и начальники отказываются от своих договоренностей. Был случай, налогоплательщик достиг определенных договоренностей с начальником ИФНС, при проверке были представлены все документы, в том числе и по недобросовестным контрагентам, сотрудники фирмы дали правдивые показания. В результате была доначислена многомиллионная сумма… и начальник ИНФС «передумал». Интересы налогоплательщика нам пришлось отстаивать в суде, и это было одно из громких дел. Не стоит забывать, что существует еще и ротация кадров между начальниками налоговых инспекций. Делается это в том числе с целью профилактики коррупции в налоговых органах.

– Знаете ли вы о том, как проходят такие переговоры с начальниками инспекций? Диалог происходит в кабинете или же где‑то на нейтральной территории?

– Такие вопросы решаются вне стен налоговой инспекции, иногда через доверенное лицо органа.

– Что, на ваш взгляд, мешает федеральной власти, сотрудникам Управления ФНС искоренить коррупцию на местах?

– Несмотря на заявления о «борьбе с коррупцией», за последние 15 лет она выросла в три раза. Поэтому пока коррупция интересна определенной группе лиц, на местах ситуация не изменится. Будут лишь устраиваться образцово-показательные порки, не меняющие картину в целом.

Понятно, что при существующей налоговой нагрузке сложно работать легально. Но оптимизируя налоги посредством фирм‑«однодневок» и обнальных контор, бизнес всегда будет зависеть от «настроений» налоговых органов. Чтобы этого избежать, нужно снижать налоги только законными способами, которых существует несколько десятков.

Юридическая компания_00001.jpg Юридическая компания_00002.jpg

Возврат к списку