Цель нашей компании - помочь бизнесменам России, используя законы и судебную практику, легально снизить налоги, обезопасить активы, защитить бизнес и создать основу для процветания и преуспевания.

9 Октября 2010

"Бизнес в Сибири", октябрь 2010
Практика досудебного урегулирования корпоративных споров
Рубрика: управленческий консалтинг

Нередко в процессе предпринимательской деятельности между разными организациями либо внутри организации возникают корпоративные споры, которые без своевременного вмешательства могут существенно усугубить рыночные позиции компании. Ведь, если пустить ситуацию на самотек, такой конфликт способен не только испортить репутацию предприятия, но и подорвать его экономические основы...

ЭКСПЕРТЫ РУБРИКИ

  • Галина СОФИЕНКО, «Туров и Побойкина – Сибирь»
  • Сергей КАРПЕКИН, «Сибирская юридическая компания»
  • Елена ЖИЛИНА, «Топ-Консалтинг»
  • Ольга ЛИТВИНОВА, Дальневосточная юридическая компания «Партнёр»
  • Екатерина АЗАРЁНОК, «Первая Юридическая Компания»

Корпоративные споры — одни из наиболее ярких видов экономических споров. Основными его признаками можно считать наличие возникшего конфликта, затрагивающего интересы общества, в том числе внутренние отношения; наличие разногласий между органом общества и учредителями, акционером (акционерами).

«В настоящее время наиболее распространены корпоративные конфликты в связи с совершением крупных сделок, сделок с заинтересованностью, — отмечает юрисконсульт юридической компании «Туров и Побойкина — Сибирь» Галина СОФИЕНКО. — Также распространены конфликты в связи с отсутствием достаточной информации о деятельности компании. Это связано с тем, что менеджмент часто воспринимает своих акционеров не как партнеров по бизнесу, а как своего рода помеху, затрудняющую и замедляющую процесс реализации управленческих решений».

«Большую часть корпоративных конфликтов, с которыми мы сталкиваемся в своей практике, можно разделить на два типа: внутренние — когда конфликтующие стороны в течение длительного времени являлись партнерами по бизнесу, и внешние — когда агрессивный интерес к бизнесу проявляет внешний инвестор, который сумел приобрести определенное количество акций предприятия на открытом рынке, — рассказывает генеральный директор ЗАО «Сибирская юридическая компания» Сергей КАРПЕКИН. — Причиной внутреннего конфликта, как правило, являются разногласия партнеров по дальнейшему развитию бизнеса, их психологическая усталость друг от друга, появление за длительный период партнерства других собственных бизнесов и своего видения будущего компании. Внешний корпоративный конфликт обусловлен, с одной стороны, перспективностью бизнеса, а с другой стороны, так называемой корпоративной уязвимостью (незавершенностью корпоративного структурирования, применением высокорисковых методов деятельности, наличием на открытом рынке существенного количества распыленных акций, противоречиями между крупными акционерами, на которые может опереться внешний агрессор). Уже сегодня происходит и в ближайшем будущем продолжится увеличение количества конфликтов как первого, так и второго типов. Активизация в последнее время внутренних конфликтов вызвана тем, что за 15–20 лет сотрудничества между партнерами по бизнесу их внутренние противоречия достигают некой критической массы, когда уже довольно сложно договариться по всем спорным вопросам. Соответственно появляется желание разделить бизнес, а сделать это мирно и бесконфликтно далеко не всегда удается». Внешние корпоративные конфликты активизировались как следствие кризисных явлений в экономике, когда ряд компаний, которые были мощными и надежными в докризисный период, потеряли устойчивость.

Если договориться миром не удается, сторонам корпоративных споров приходится обращаться в суд. Но при судебном разбирательстве одна из сторон может на долгие месяцы и даже годы затягивать процесс. Нередко проблемой становится и принудительное исполнение судебного решения.

ВАЖНОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ

Добровольный досудебный порядок урегулирования споров является наиболее быстрым и наименее затратным способом разрешения конфликтов. «Какими бы хорошими ни были отношения между контрагентами, обращение к юристу на ранней стадии поможет избежать неприятных последствий, которые могли бы возникнуть из-за недостаточности юридических знаний, — отмечает директор ГК «Топ-Консалтинг» Елена ЖИЛИНА. — К примеру, претензионная переписка в совокупности с переговорами в случае недостижения согласия в досудебном порядке является одним из важнейших составляющих судебного разбирательства. Иногда ошибки в спорных отношениях профессиональному юристу невозможно исправить (например, пропуск сроков исковой давности), либо на их исправление необходимо будет потратить значительное время (например, если сторона по договору формально исполнила обязательный претензионный порядок, а юридически нет). А преимущество своевременного обращения участника конфликта за помощью к специализированной юридической компании заключается в первую очередь в том, что такая юридическая компания является незаинтересованной стороной спора и имеет возможность точно, без присущих сторонам спора эмоций определить перспективы дальнейших действий, таких как оценка платёжеспособности контрагента, получение сведений о контрагенте из реестра юридических лиц и другое». Нельзя не согласиться с тем, что если вы обратились к высококлассным профессионалам, многократно сталкивавшимся с подобными ситуациями, ваши шансы разрешать ситуацию с минимальными потерями весьма велики. При этом чем раньше юрист подключится к разрешению спора, тем больше у него будет возможностей для его эффективного урегулирования. Например, у должника будет меньше времени, чтобы скрыть имущество.

«Учитывая, что корпоративные конфликты в основном разворачиваются в юридической плоскости, важное значение приобретают консультации сторонних специалистов. Собственные юристы предприятий, как правило, «заточены» под текущее сопровождение бизнес-процессов, которое занимает большую часть рабочего времени, и имеют лишь общее представление о проблематике корпоративных конфликтов. Поэтому чрезвычайно важно своевременно привлечь юридическую фирму, специализирующуюся на разрешении корпоративных конфликтов. Квалифицированные специалисты помогут объективно оценить ситуацию, сформировать план работ, простроить механизмы юридической защиты, предвосхитить действия противника и тем самым существенно улучшить стартовую позицию для будущих переговоров об урегулировании спора, а также, возможно, на более ранней стадии организовать эти переговоры. Ведь демонстрация грамотных и уверенных действий по защите своих интересов может «охладить» чрезмерно агрессивно настроенного противника, показать бесперспективность дальнейших «боевых действий» и разумность поиска компромисса», — уверен Сергей КАРПЕКИН.

Величайшие победы одерживаются без боя, это в полной мере можно отнести и к урегулированию корпоративных споров, например, путем медиации.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ

Медиация — это оказание посреднической помощи для урегулирования конфликтов без обращения в суд. Это альтернативный способ разрешения споров, процесс, в котором нейтральная третья сторона помогает в достижении двустороннего согласованного решения двух спорящих сторон. Напомним, что с 1 января 2011 года вводится в действие Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

«Нет панацеи от споров, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Принятие вышеупомянутого ФЗ — это одна из попыток создать еще одну структуру по урегулированию споров. Перспективы процедуры медиации весьма туманны. ФЗ будет претерпевать еще множество изменений, и применение его найдется только у тех компаний, которые ведут цивилизованный бизнес», — отмечает юрист ООО Дальневосточная юридическая компания «Партнер» Ольга ЛИТВИНОВА.

Институт медиации или посредничества как альтернативный способ разрешения конфликтов широко используется в законодательстве развитых стран. Медиация имеет свои преимущества, а именно: короткие сроки рассмотрения спора, сохранение сторонами хороших отношений и конфиденциальность. «Эти факторы значительно снижают затраты на урегулирование спора, делают их более эффективными, — подчеркивает Галина СОФИЕНКО. — Закон о медиации будет способствовать распространению посредничества в разрешении предпринимательских споров без участия государственной судебной системы, что в совокупности с институтом третейских судов приведёт к более оперативному разрешению споров с участием хозяйствующих субъектов».

В случае медиации стороны добровольно вступают в процедуру, и полностью в их воле согласиться или нет с теми или иными договоренностями. Это основа медиации как процесса урегулирования конфликта. «Если субъекты гражданских правоотношений в нашей стране поймут, примут и будут следовать этой концепции медиации, то прогресс ее внедрения в России не заставит себя долго ждать, — комментирует юрист ООО «Первая Юридическая Компания» Екатерина АЗАРЁНОК. — Следует отметить, что, помимо медиации, в РФ может появиться еще один институт досудебного урегулирования экономических споров, а именно так называемое судебное посредничество. С такой инициативой недавно на встрече с Президентом РФ выступил председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ. Смысл судебного посредничества — это предоставление официальной консультации сотрудником аппарата суда, занимающимся обобщением практики, относительно позиции конкретного суда по аналогичным спорам. Такая консультация запрашивается сторонами спора до официального обращения в суд с исковым заявлением. Основываясь на данной консультации, стороны могут впоследствии переоценить свои шансы на «победу» в суде и заключить мировое соглашение, сэкономив собственное время и судебные расходы». Если институт судебного посредничества основан на позитивном опыте многих зарубежных стран, почему бы не воспользоваться хорошим опытом?

РЕКОМЕНДАЦИИ

Не имеющие богатого юридического опыта в разрешении конфликтов стороны корпоративного спора могут неопределенно долго и безрезультатно вести переговоры. Но попробовать все равно стоит. «При возникновении конфликта целесообразно попытаться решить его собственными силами, предложив противоположной стороне найти компромисс. Если результата достигнуть не удалось, стоит обратиться к юридической компании, специализирующейся на данных вопросах. Это поможет быстрее и эффективнее разрешить конфликт», — считает Галина СОФИЕНКО.

Часто при возникновении сложного корпоративного конфликта руководитель компании заблуждается по поводу способности штатного узкоспециализированного сотрудника все знать и уметь находить решения всех существующих проблем. Можно дать ряд рекомендаций о том, как правильно выбрать «внешних» юристов, которые не подведут. Екатерина АЗАРЁНОК рекомендует: «Во-первых, следует обратить внимание на руководителя компании, ведь не зря говорится: «Кто «корабль» возглавит, так он и «поплывет». Во-вторых, это, конечно, хорошие кадры. Уровень профессионализма стороннего юриста оценить достаточно трудно, однако следует обращать внимание не только на опыт специалиста, которому будет передано ваше дело, но и на его умение выстраивать беседу, вызывать доверие. Ведь то, насколько юрист старается произвести на вас благоприятное впечатление о своей компании, говорит о его заинтересованности, единстве с коллективом. Затем следует учесть позитивный опыт компании, рекомендации партнеров, наличие и качество офиса (что не может не подтверждать успешность и статус юридической фирмы). Кратко же преимущества своевременного обращения в юридическую компанию можно сформулировать так: вместо одного штатного юриста за дело берутся специалисты высокого профиля, способные найти нестандартные решения в любой ситуации. Комплексное юридическое сопровождение вашей деятельности корпоративного заказчика будет безусловно способствовать достижению оптимальных результатов».

Рынок консалтинговых услуг представлен широким выбором профессиональных юристов. Это могут быть как узкоспециализированные, так многопрофильные юридические фирмы и обычные практикующие специалисты. «Сравнивая узкоспециализированные и разнопрофильные юридические компании, хотелось бы отметить следующее: специалисты многопрофильной компании имеют наиболее разнообразный опыт и юридическую практику, — отмечает Елена ЖИЛИНА. — При разрешении конфликтов они имеют возможность применять методы и способы из разных сфер юридической деятельности, что позволяет увеличить эффективность действий при решении проблемы клиента. Поскольку наше законодательство часто меняется, часто спорные отношения в одной сфере связаны с отношениями из другой сферы, или решение одного вопроса невозможно без урегулирования другого, находящегося в другом правовом поле. В таких случаях и сказываются преимущества работы с организациями, содержащими штат разнопрофильных юристов, имеющих разнообразный юридический опыт. Стоит отметить, что узкоспециализированные организации редко выходят за рамки своей основной деятельности. Поэтому, в случае изменения обстоятельств дела, они не всегда могут ориентироваться в специфической нормативной базе, а также иметь представление о ненормативных правовых актах, разъяснениях министерств и иных ведомств, имеющих значение при разрешении конкретной спорной ситуации. Поэтому, обращаясь в многопрофильную юридическую компанию, имеющую в своем штате специалистов, специализирующихся в разных правовых сферах, клиенты имеют возможность получить наиболее квалифицированную и своевременную юридическую помощь».

При обращении же к частному юристу больше вероятности, что данный специалист может иметь недостаточную квалификацию в отдельных сферах права. При этом, выбирая такого специалиста, на начальной стадии можно не совсем точно определить степень его компетентности в интересующей вас, а не смежных сферах. Оценить же квалификацию практикующего юриста на основе только отзывов общих знакомых или его бывших заказчиков неспециалисту достаточно сложно.

Таким образом, разрабатывая стратегию разрешения корпоративного конфликта, каждой стороне спора прежде всего лучше попытаться решить конфликт в досудебном порядке. И, конечно, не забывать, что любые конфликты легче предупредить, чем разрешить.«Чтобы не доводить дело до суда, необходимо еще до вступления в правоотношения с контрагентом максимально тщательно отнестись к оформлению документов, договоров и расчетам. Дешевле предупредить судебные процессы, чем потом заниматься судебным урегулированием спора и судебными тяжбами. Корпоративные конфликты были всегда и возникали зачастую только потому, что при заключении сделок не были урегулированы важные пункты правоотношений», — напоминаетОльга ЛИТВИНОВА.

Очевидно, что способов, 100% гарантирующих избежать или уладить корпоративные споры, еще не придумано, поэтому только незашоренный, независимый взгляд на их обстоятельства поможет выбрать оптимальное решение, повысить эффективность таких переговоров и в кратчайшие сроки разрешить разногласия сторон.

Елена ШРАЙБЕР

Юридическая компания_00001.jpgЮридическая компания_00002.jpg


Возврат к списку