Налоговые новеллы 2011: Инструкции по выживанию



Цель нашей компании - помочь бизнесменам России, используя законы и судебную практику, легально снизить налоги, обезопасить активы, защитить бизнес и создать основу для процветания и преуспевания.

9 Декабря 2010

С 1 января 2011 года вступают в силу новые изменения в налоговое законодательство, от которых традиционно не ждут ничего хорошего. В связи с устрожением ряда требований шанс стать объектом «пристального внимания» налоговых служб увеличивается для всех предпринимателей, особенно для тех, кто прежде пользовался различными льготными налоговыми режимами. О том, какие риски для бизнеса несет новый финансовый год, об ожидаемых мерах и санкциях контрольных органов и возможностях их оптимизации рассказывают эксперты БвС.

ЭКСПЕРТЫ РУБРИКИ

  • Андрей СНЕГИРЁВ, Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области
  • Наталья ПОБОЙКИНА, «Туров и Побойкина — Сибирь»
  • Наталья МОРОКИНА, «Правозащитник»
  • Сергей МАЛЬЦЕВ, НТПП

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

С 1 января 2011 года вступают в силу поправки в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации. Начнем с хороших или с не очень плохих новостей. Как сообщает заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области Андрей СНЕГИРЁВ, «лимит отнесения к амортизируемому имуществу увеличен с 20 до 40 тыс. рублей (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257). С 3 до 10 млн рублей увеличен порог, при котором уплачиваются только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода (п. 3 ст. 286). С 10 дней до одного дня сокращен срок на перечисление налога в бюджет налоговым агентом с доходов, выплачиваемых налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. Данный налог должен быть перечислен не позднее дня, следующего за днем выплаты.

Также с трех до одного дня сокращен срок на перечисление налога в бюджет налоговым агентом, выплачивающим доходы иностранной организации (п. 2 ст. 287). Появилась возможность (в соответствии с установленными форматами и порядком) составления и выставления счетов-фактур в электронном виде при взаимном согласии сторон сделки и наличии технических средств и возможностей для приема и обработки таких счетов-фактур. Порядок должен быть установлен Минфином России, а форматы — Федеральной налоговой службой. Дополнен еще один обязательный показатель счета-фактуры наименование валюты». Дополнительно предусмотрено, что Правительство РФ полномочно устанавливать не только порядок ведения журнала учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, но и саму форму счета-фактуры, и порядок его заполнения (п. 1. ст. 169). Отменена промежуточная отчетность по транспортному и земельному налогам. Все налогоплательщики, признаваемые организациями, обязаны подавать налоговые декларации по итогам налогового периода в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным (ст. 363.1 и 398). При этом сохранена обязанность по уплате авансовых платежей по транспортному и земельному налогам в течение налогового периода. Увеличены налоговые ставки по подакцизным товарам (п. 1 ст. 193)».

А теперь перейдем к неблагоприятным новостям. С 1 января 2011 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». «Согласно закону, — разъясняет управляющая юридической компании «Туров и Побойкина — Сибирь» Наталья ПОБОЙКИНА, — с 2011 года ставка страховых взносов повышается до 34% от фонда заработной платы независимо от системы налогообложения. Исключение сделано лишь для инновационных, технико-внедренческих, IT-компаний, хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями и вузами, и сельхозпроизводителей. Таким образом, налоговая нагрузка для малого бизнеса (применяющего УСН и ЕНВД) увеличится в 2,4 раза, а для среднего и крупного — в 1,3 раза».

«С 1 января 2011 года персонифицированные сведения должны представляться в ПФР ежеквартально, — дополняет директор ООО «Правозащитник» Наталья МОРОКИНА. — Кроме того, размер ограничения по предельной среднесписочной численности работников организации (индивидуального предпринимателя) при применении системы налогообложения в виде ЕНВД сокращается со 100 до 15 человек». Таким образом, с 1 января система налогообложения в виде ЕНВД будет распространяться только на микропредприятия, а для предпринимателей будут действовать три специальных налоговых режима: ЕНВД (с учетом вышеуказанных изменений), упрощенная система налогообложения (УСН) и патентная система налогообложения (для индивидуальных предпринимателей).

Новеллой в российском законодательстве является следующая правовая норма. С 1 января 2011 года предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным налоговыми статьями УК РФ (198 — 199.2), будет осуществляться следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Соответствующие изменения внесены в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ [1, ч. 4 ст. 3]. Ранее к подследственности следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (СКП) относилось расследование преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью. Таким образом, теперь налоговые преступления приобретают статус резонансных преступлений».

При всем том некоторым представителям малого бизнеса повезло: предприятия малого бизнеса, работающие в производственной и социальной сферах, получили двухлетний льготный период по ставке страхового взноса. Как пообещал в своем Послании Федеральному собранию Президент РФ Дмитрий Медведев, пока для них ставка взноса будет составлять 26%. Однако, несмотря на это, в ближайшем будущем значительную часть российского предпринимательства ожидают трудные времена.

ЧЕМ ЭТО ЧРЕВАТО?

Большинство экспертов считают, что дополнительная налоговая нагрузка ожидаемого роста поступлений во внебюджетные фонды не принесет: предприятия снова начнут «уходить в тень», искать обходные пути или попросту закрываться. В первую очередь пострадают компании, где много работников и невысокая заработная плата. Работодатели будут вынуждены возвращаться к «серым» зарплатам, что создаст дополнительные риски санкций как для сотрудников, так и для предпринимателей (вплоть до уголовной ответственности).

«Последствия данного изменения вполне предсказуемы — если у организации отсутствуют резервы для уплаты соответствующих взносов, ей придется сокращать фонд оплаты труда, — объясняет начальник консультационно-юридического отдела НТПП Сергей МАЛЬЦЕВ. — Этого можно добиться либо снижением размера заработной платы (заключая соответствующее соглашение с работником либо сокращая его занятость), либо сокращением штата. Большинство предпринимателей боятся, что будут вынуждены переходить к традиционным вариантам минимизации перечислений с ФОТ — как к законным, так и к незаконным. И если с последними все более-менее ясно, то законные варианты минимизации страховых взносов пока являются предметом теоретического обсуждения. Эксперты выделяют такие варианты минимизации, как заключение с работником гражданско!правовых договоров на оказание услуг с одновременным получением последним статуса индивидуального предпринимателя, привлечение на работу иностранных граждан, выплата вместо заработной платы страховой премии через страховую компанию, а также замещение части заработной платы за счет различных компенсаций, выплат и подарков (например, компенсация за разъездной характер работы, компенсация расходов на оплату ипотечного кредита или уплаты дивидендов) и другое».

Кроме того, с 2011 года установлен предел налогооблагаемой базы, который составляет 415 000 рублей на каждого работника нарастающим итогом с начала года (если данная сумма превышается, то взносы не начисляются — п. 4 ст. 8 Закона № 212!ФЗ). На предприятиях крупного бизнеса, как правило, работающих на общей системе налогообложения, а также в госучреждениях и банках зарплаты довольно высокие, поэтому предела налогооблагаемой базы они достигают за несколько месяцев. Малый бизнес не в состоянии платить работникам заработную плату в 30–50 тыс. рублей и не разориться. В этой связи можно ожидать возвращение массы предприятий к практике «серых» зарплат, сокрытия оборотов (а это чревато санкциями вплоть до уголовной ответственности) и, как следствие, активизации деятельности фискальных органов. Но самое главное — это ведет к полной социальной незащищенности наемных работников (реальному уменьшению заработной платы, потери социального пакета), увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы (люди, работающие без оформления трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете как безработные и получать пособия). Увеличатся и субсидии малообеспеченным гражданам, на самом деле получающим «зарплату в конвертах». В результате этого «эффекта бумеранга» пострадает и бюджет, так как произойдет резкое снижение собираемости налогов с ФОТ и возрастет нагрузка на социальные службы.

«Предусматриваемая мера также может привести к тому, что в целях соблюдения указанного ограничения работодатели будут привлекать работников без оформления соответствующих договоров (т. е. вместо официальной схемы трудоустройства широкое распространение получит неофициальная), — считает Наталья МОРОКИНА. — Тогда как прибыльные организации могут относить расходы по уплате страховых взносов на затраты, уменьшая свою прибыль.

При дословном прочтении ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212!ФЗ может сложиться впечатление, что вознаграждения, не предусмотренные трудовыми договорами, не будут облагаться страховыми взносами. Также это может привести к пересмотру некоторыми работодателями системы оплаты труда, а изменение существенных условий трудового договора всегда связано с проблемами правового характера и социальной напряженностью в коллективе. Поэтому не будем делать скоропалительных выводов и дождемся официальных разъяснений».

КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ РИСКИ САНКЦИЙ

Основным риском, который преследует субъектов, применяющих тот или иной вариант минимизации, является риск доначисления соответствующих страховых платежей, а также штрафных санкций, предусмотренных законодательством (штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов). Поскольку страховой взнос не является налогом, применение к соответствующим отношениям санкций, предусмотренных за неисполнение требований об уплате налогов (как налоговых, так и уголовных), на сегодня не предусмотрено. «Законность минимизации соответствующих платежей зависит в первую очередь от того, отвечают ли соответствующие бизнес-процессы требованиям, исключающим обязанность начисления страховых взносов, — отмечает Сергей МАЛЬЦЕВ. — Например, если работа сотрудника внезапно приобретает разъездной характер, когда в соответствии с его специальностью этого не требуется, соответствующие компенсации могут вызвать вопросы у органов контроля. С другой стороны, привлечение иностранного работника в установленном порядке в любом случае не предполагает страховых взносов с фонда оплаты его труда. Так или иначе, данные обстоятельства могут быть установлены исключительно в рамках соответствующих проверок».

В то же время применение «черных» и «серых» схем ухода от налогов с каждым годом становится всё опаснее. Налоговики научились оперативно вычислять недобросовестных налогоплательщиков и подбирать доказательную базу. «При рассмотрении таких дел в арбитраже сейчас в 40% случаев суд выносит решение в пользу ФНС, и, по словам Г. В. ЖИГУЛЬСКОГО, руководителя УФНС России по Новосибирской области, со следующего года эта цифра возрастёт до 60% (интервью газете «Континент Сибирь», лето 2010 года), делится Наталья ПОБОЙКИНА. — Возможно, так и случится, — квалификация проверяющих растёт. Сокрытие обязательных платежей сопряжено с рисками, чреватыми в том числе и уголовной ответственностью. Если кто-то из предпринимателей заявляет, что его это не коснулось, не факт, что это не коснется его завтра, и поверьте, не все продается и покупается… Зачастую руководитель предприятия не знает, как можно работать по-другому, а главный бухгалтер, финансовый директор и юрист или не заинтересованы в том, чтобы донести это до руководителя, или предпочитают работать «по старинке». Зачастую предприниматель удивляется, когда ему показываешь на примере его бизнеса, что легально работать в России все-таки можно. Да, бывают бизнесы нелегальные по определению, но это встречается довольно редко: либо поставщики и подрядчики работают без НДС, а покупателям он непременно нужен, либо фонд оплаты труда слишком высок, либо эффективность работы на одного сотрудника слишком низкая».

Чтобы процесс уплаты налогов был менее болезненным, эксперты рекомендуют составлять бюджет предприятия и бюджет движения денежных средств на месяц, квартал и год вперёд. И если по каким-либо причинам возникает кассовый разрыв, рассматривать варианты дополнительных инвестиций.

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Уплату налогов контролируют налоговые органы, осуществляя плановые проверки налогоплательщиков. Что касается контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то ответ дает совместное письмо Пенсионного фонда Российской Федерации № АД!30!24/9291 и Федеральной налоговой службы № ММВ!22!2/422@ от 31 августа 2010 года. С 1 января 2010 года контроль застраховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. Налоговые органы, осуществляя свою обязанность по проведению мероприятий налогового контроля, связанного с исчислением и уплатой ЕСН, в отношении налоговых периодов, истекших до 1 января 2010 года, должны проверять правильность применения налогового вычета, которая заключается в контроле исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом согласно письму Минфина России от 14.07.2008 № 12!07!07/2733 налоговым органам не предоставлены полномочия по принятию решений о привлечении страхователей к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации либо об отказе в привлечении к ответственности за нарушение указанного законодательства по результатам рассмотрения материалов проверок. Указанная позиция основана на определении Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 04.03.2008 № 2206/08. Как сообщает Андрей СНЕГИРЁВ, «таким образом, территориальные налоговые органы после осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, проводимого в форме камеральных и выездных проверок за отчетные периоды до 2010 года, и выявления задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должны передавать соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах указанной задолженности, а также документы, подтверждающие ее наличие, для вынесения территориальным органом ПФР решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, в котором должны быть отражены суммы доначисленных налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пени и штрафы.

Передаче территориальным органам ПФР подлежат акты (выписки из актов) проверок и иные документы, подтверждающие наличие задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В случае поступления в налоговый орган возражений страхователя по актам проверок, касающихся исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившие от страхователя материалы направляются в адрес соответствующего территориального органа ПФР не позднее двух рабочих дней, следующих за днем их получения. Акт проверки, а также представленные проверяемым плательщиком страховых взносов (или его представителем) письменные возражения по указанному акту рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР, и по ним принимается решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании. По запросу территориальных органов ПФР налоговые органы могут участвовать вместе с территориальными органами ПФР в рассмотрении материалов проверок.

Планирование выездных налоговых проверок осуществляется на основании Концепции планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ!03!06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Вероятность попадания в план проведения выездных налоговых проверок возрастает для тех налогоплательщиков, в отношении которых у налоговых органов имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и чьи результаты финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях. Таким образом, основой системы планирования выездных налоговых проверок является всесторонний анализ всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников».

Концепцией предусмотрены 12 так называемых общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Сами по себе они представляют не столько критерии оценки (признаки), сколько те обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых налогоплательщик попадает в зону риска совершения налогового правонарушения и может быть включен в план выездных проверок.

Федеральным законом № 212!ФЗ введено понятие «орган контроля за уплатой страховых взносов», — уточняет Наталья МОРОКИНА. — В отношении взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование им будет Пенсионный фонд и его территориальные органы, в отношении взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — Фонд социального страхования (ФСС) и его территориальные органы. В отличие от налоговых органов, органам контроля за уплатой страховых взносов не предоставлено право в ходе выездной проверки производить выемку документов, проводить экспертизу, а в качестве обеспечительных мер в целях исполнения решения о взыскании взносов, пеней и штрафа применять приостановление операций по счетам в банках и налагать арест на имущество».

Камеральная проверка, проводимая в рамках общего контроля, в случае выявления противоречий, ошибок или несоответствий влечет за собой обязанность по редоставлению необходимых пояснений или внесений соответствующих исправлений в пятидневный срок. Выездные проверки проводятся непосредственно на территории плательщика взносов, но в случае отсутствия у последнего помещений могут проводиться по месту нахождения контролирующего органа. «Проводится данный вид проверки не чаще, чем раз в три года, и ее продолжительность не может составлять более двух месяцев без учета приостановок, длина которых не может превышать шести месяцев, — комментирует Сергей МАЛЬЦЕВ. — Доступ на территорию или в помещение плательщика страховых взносов должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, непосредственно проводящих выездную проверку, должен осуществляться при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и письменного решения руководителя (заместителя) органа контроля за уплатой страховых взносов о проведении выездной проверки этого плательщика страховых взносов. Отказ указанным лицам в доступе, оформленный соответствующим актом, дает органу контроля за уплатой страховых взносов право самостоятельно определить сумму страховых взносов, подлежащую уплате по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии. По результатам проверки составляется соответствующий акт, а при выявлении со стороны плательщика взносов нарушений может быть вынесено решение о привлечении к ответственности». Любой акт, действие или бездействие налогового органа налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган или в суд. Обязательное досудебное обжалование в вышестоящем налоговом органе предусмотрено в отношении решений налоговых органов о привлечении к ответственности по результатам камеральных и выездных налоговых проверок.

В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, а согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Однако с учетом реалий сегодняшнего дня, когда правила ст. 5 НК РФ успешно забыты законодателем, а п. 7 ст. 3 НК РФ применяется судами чрезвычайно редко, экономически нецелесообразно принимать во внимание исключительно буквальный смысл той или иной нормы.

Если говорить о налоговой оптимизации, то следует помнить, что де-факто презумпцию виновности налогоплательщика в России никто не отменял. Поэтому она всегда связана с риском санкций налоговых органов. Наталья МОРОКИНА подтверждает: «В российском законодательстве очень трудно определить, когда компания проводит меры по налоговой оптимизации, а когда уклоняется от налогов, поэтому следует помнить, что даже если выбранные способы оптимизации на первый взгляд соответствуют нормам Налогового кодекса, в некоторых случаях могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов. Налоговое планирование и налоговая оптимизация должны сопровождаться продуманными и основанными на законе стратегией и тактикой в отношении действий, осуществляемых налогоплательщиками в ходе проведения мероприятий налогового контроля (выездных и камеральных налоговых проверок).

Таким образом, вопрос о правомерности тех или иных действий налогоплательщика, направленных на снижение размера налоговых обязательств, не всегда является простым и для ответа на него требуется тщательный анализ конкретных обстоятельств дела».

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что «налоговые новеллы 2001 года» вряд ли помогут существенно пополнить бюджет. Надо сделать так, чтобы предпринимателю было выгодно развивать свою деятельность, а не вытаскивать деньги, которые могли бы пойти на развитие. Кроме того, увеличение налогового бремени в условиях общей экономической стагнации и низкой рентабельности большинства предприятий закономерно ведет к удушению малого бизнеса, снижению благосостояния миллионов занятых в этом секторе россиян и увеличению нагрузки на социальные статьи бюджетов различных уровней. С этим мы столкнемся совсем скоро. Конечно, есть вероятность, что государство в конце концов «пойдет на попятную», вот только случится это, как обычно, «постфактум», после того как многие организации и граждане успеют пострадать, а экономический и моральный ущерб от таких новелл будет невозможно подсчитать...

В заключение хочется сказать, что к новым правилам регулирования размеров уплаты страховых взносов необходимо готовиться уже сейчас, поскольку большинство действий по возможной минимизации страховых платежей требуют значительной подготовительной работы.

Елена БОРИСОВСКАЯ


Юридическая компания_00001.jpg Юридическая компания_00002.jpg Юридическая компания_00003.jpg

Возврат к списку