Оптимизация налоговых рисков



Цель нашей компании - помочь бизнесменам России, используя законы и судебную практику, легально снизить налоги, обезопасить активы, защитить бизнес и создать основу для процветания и преуспевания.

Оптимизация налоговых рисков
5 Июля 2012

Угрозы сегодня и завтра

Оптимизация налоговых рисков

Не секрет, что российские предприятия разных форм собственности вынуждены вести свою деятельность в обстановке постоянных изменений законодательства по бухучету и налогообложению. Предлагаем вашему вниманию обзор основных угроз, подстерегающих российского корпоративного налогоплательщика сегодня. А также краткий экскурс в изменения, предстоящие в 2012 году…

ЭКСПЕРТЫ РУБРИКИ
Наталья ПОБОЙКИНА, управляющий партнёр юридической компании «Туров и Побойкина — Сибирь»
Наталья ГОРБАЧЁВА, ведущий специалист ООО «Де-Юре» 

УГРОЗЫ-2012


В 2012 году должен вступить в силу проект федерального закона «О бухгалтерском учете», который Правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу Российской Федерации 2 июня 2010 года. Новые нормы будут являться руководством в работе главных бухгалтеров. Проект предусматривает создание эффективной налоговой системы, главной задачей которой будет обеспечение бюджетной устойчивости страны. Проектируемый закон содержит уточнения о порядке внесения изменений в учетную политику и определения стоимости объектов бухучета, о составе первичной документации при ведении бухгалтерской отчетности. Появятся новые разделы, связанные с особенностями ведения бухгалтерской отчетности в процессе реорганизации или полной ликвидации предприятий, а также о возможности применения электронных документов в бухучете. В соответствии с данным законом, с 2012 года компании на УСН будут вести бухгалтерский учет наравне с остальными организациями. Освобождены от традиционного бухгалтерского учета будут только индивидуальные предприниматели. Кроме того, появится перечень обязательных реквизитов бухгалтерских регистров.

С 2012 года компании на УСН будут вести бухгалтерский учет наравне с остальными организациями. Освобождены от традиционного бухгалтерского учета будут только индивидуальные предприниматели.
Но это еще не самая страшная «новелла» для российских хозяйствующих субъектов. «Угрозой для налогоплательщиков можно назвать 227_ФЗ от 18 июля 2011 г., который вступает в силу 1 января 2012 года, — говорит управляющий партнёр юридической компании «Туров и Побойкина — Сибирь» Наталья ПОБОЙКИНА. — В соответствии с данным законом «Федеральным орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления своей деятельности вправе создавать подведомственные организации в форме государственных учреждений либо унитарных предприятий». Согласно Гражданскому кодексу, ст. 113: «Унитарное предприятие», п. 1 «Унитарным предприятием признается коммерческая организация…». То есть с 1 января 2012 года в целях «...совершенствования принципов определения цен для целей налогообложения» контрольные функции за полнотой уплаты налогов возлагаются на коммерческие организации, созданные налоговиками в форме унитарных предприятий. Можно не быть оракулом, чтобы спрогнозировать рост коррупции в сфере сбора налогов, так как заработная плата «инспектора», сотрудника унитарного предприятия в любом случае будет несопоставимой с открывающимися возможностями «заработка» во время налоговой проверки.

«Данное нововведение просто обречено создать новую кормушку для существующей армии чиновников и все условия для дальнейшего бесконтрольного роста численности контролеров, — отмечает Наталья ПОБОЙКИНА. — Сотрудники налоговых органов под маской сотрудников унитарных предприятий смогут собирать налоги, работая в коммерческих организациях и при этом не нести никакой ответственности за свои действия. Они же вполне, согласно букве закона, будут применять к налогоплательщику статьи 122 и 129.3, которые влекут за собой, кроме взыскания недоимки и пени, «...взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога...». Будут ли эти унитарные предприятия основываться на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, не имеет никакого значения. Важно только то, что они будут зарабатывать деньги себе на хлеб с неплохим куском масла, проверяя полноту уплаты налогов налогоплательщиками.

Полная отмена ЕНВД ожидает налогоплательщиков в 2014 году. В соответствии с Основными направлениями налоговой политики на 2012 год в Налоговый кодекс войдет новая 26 глава, согласно которой режим Патентного налогообложения можно будет применять только индивидуальным предпринимателям. Планируется также исключение отдельных видов деятельности из перечня по ЕНВД, в их числе розничная торговля и общественное питание, ведущие деятельность на площади до 150 кв. метров.

Главной опасностью навлечь на себя налоговую проверку сегодня является связь с обналичивающими компаниями либо наличие в собственном бизнесе фирм, соответствующих критериям "обнальных" организаций.Конечно, в новых статьях Налогового кодекса не все так плохо. Так, не подпадают под налоговый контроль контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами (ст. 105.14) на ОСН и УСН, сделки между иными лицами при годовом обороте между ними менее 100 млн руб. в 2012 году, менее 80 млн руб. в 2013 году и менее 60 млн руб., начиная с 2014 года.

Как это обычно декларируется, налоговая политика 2012–2014 годов будет направлена на совершенствование налоговой системы. Так, стимулирование инновационных технологий и решений проявится в снижении ставки уплаты страховых взносов до 20% вместо 26% и до 30% вместо 34%, действующей в 2011 году. Произойдет увеличение списка налоговых льгот по социально-значимым расходам и благотворительной деятельности. Акцизное налогообложение пойдет по пути увеличения, опережающего темпы инфляции роста ставок, на такие подакцизные товары, как алкоголь и табак.

МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ


С точки зрения налогоплательщика налоговый риск — это вероятность (угроза) доначисления ему налогов в ходе налоговой проверки (сборов), пеней и штрафов из-за разногласий между налогоплательщиками и налоговиками в трактовке налогового законодательства, что для хозяйствующего субъекта может обернуться существенным увеличением налогового бремени. Некоторые доначисления по результатам проверок приводят не только к разбирательствам в арбитражном суде, но и к уголовной ответственности. Снижение риска возникновения нежелательного интереса фискальных органов к работе налогоплательщика достигается отсутствием у него таких показателей, как низкая налоговая нагрузка у организации в конкретной отрасли (отношение выручки к начисленным налогам); убытки в течение двух и более лет (ведь целью бизнеса является извлечение прибыли); постоянное предъявление НДС к возмещению; вычеты по налогу на добавленную стоимость, превышающие 89% в среднем по году (например, начисленный на предприятии НДС составляет 100 млн руб., а НДС к вычету — 95 млн руб.) и ряд других критериев.

Как отмечает Наталья ПОБОЙКИНА, «это могут быть и такие критерии, как заработная плата ниже среднеотраслевой по виду экономической деятельности; непредставление налогоплательщиком пояснений на запросы налоговых органов; неоднократное приближение к предельному значению величин, позволяющих применять специальные налоговые режимы. Например, когда доход организации на УСН приближается к 60 млн рублей, после чего работа компании приостанавливается и возобновляется со следующего года. Также предельными величинами на УСН являются: число работников, остаточная стоимость основных средств, доля участников других организаций. А для ЕНВД важны такие величины, как площадь торгового зала и зала обслуживания, количество транспортных средств на балансе (предназначенных для оказания автотранспортных услуг), площадь спальных помещений; для ЕСХН: доля дохода от основного вида деятельности».

Но главной опасностью навлечь на себя налоговую проверку сегодня является связь с обналичивающими компаниями либо наличие в собственном бизнесе фирм, соответствующих критериям обнальных организаций. «Например, «миграция» компании между инспекциями ФНС может быть аргументом того, что организация — однодневка. В борьбе с фирмами однодневками такие «переезды» планируется сделать наиболее значимым критерием выезда на проверку. При смене местонахождения компании будет проводиться обследование нового адреса. Если налогоплательщик, внесенный в план проверок, подает заявление о смене адреса, то контрольное мероприятие назначается ему сразу в новой инспекции», — уточняет Наталья ПОБОЙКИНА.

В условиях постоянно изменяющегося законодательства необходимо по каждому «вопросу» взвешивать выгоду, тяжесть возможных последствий и степень риска. Чтобы избежать налоговой проверки, организация не должна соответствовать критериям недобросовестного налогоплательщика. Также обстоит и с проверками Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). Также следует соблюдать осмотрительность при выборе контрагентов, особенно если есть подозрения в их недобросовестности.

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ


Любое нарушение правил, установленных законодательством в области налогообложения и учета, влечет за собой наказание.

Отметим, что с 02.09.2010 минимальный штраф за несвоевременную сдачу отчетности установлен в размере 1 000 рублей. Что касается нулевой отчетности, здесь размер штрафа зависит от вида правонарушения.

Так, непредоставление и (или) несвоевременное предоставление нулевых налоговых деклараций влечет за собой наложение на организацию штрафа в размере 1 000 руб. за каждую непредоставленную и (или) предоставленную не вовремя налоговую декларацию в случае предоставления их в срок, не превышающий 180 календарных дней по истечении установленного законодательством о налогах срока предоставления такой декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ). Если нулевая декларация подана в срок, превышающий 180 календарных дней по истечении установленного законодательством о налогах срока предоставления такой декларации, то штрафные санкции к организации не применяются (п. 2 ст. 119). Однако следует помнить, что декларации все же придется сдать, так как без предоставления полной отчетности предприятие не сможет провести сверку, зарегистрировать ККТ, сняться с учета и многое другое!

Директор также будет оштрафован за это на 3–5 МРОТ (ст. 15.5 КоАП).

За непредставление и (или) несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности организация будет оштрафована на 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК), а директор — от 3 до 5 МРОТ (ст.15.5 КоАП).

Рекомендация одна: не использовать в своей работе фирмы«однодневки» и «обнальные» организации, а снижать налоги и страховые взносы законными способами, которых существует масса.Нарушение порядка предоставления статистической информации, а также сдача недостоверных сведений наказуемы административным штрафом, взыскиваемым с должностных лиц организации в размере 30–50 МРОТ (ст. 13.19 КоАП). Согласно ст. 4.5 КоАП, если нарушение обнаружено более чем через два месяца, взыскать штраф уже будет нельзя. «Однако следует помнить, что независимо от срока давности нарушения сдавать статистическую отчетность все же придется, — комментирует ведущий специалист ООО «Де-Юре» Наталья ГОРБАЧЁВА. — Более того, согласно ст. 3 Закона РФ от 13 мая 1992 года № 2761_1 «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности», Росстат не только потребует сдать недостающие отчеты, но и возместить расходы на исправление сводной отчетности. Единой методики расчета такого ущерба на данный момент нет. За непредоставление, а равно и несвоевременное предоставление отчета в исполнительные органы Фонда социального страхования влечет за собой штраф на организацию в размере 1 000 руб. (если данное нарушение совершено в первый раз) и 5 000 руб., в случае, если деяние было совершено повторно в течение календарного года. Также хотелось бы обратить внимание на то, что для составления акта об админист_ративном правонарушении требуется личное присутствие генерального директора либо главного бухгалтера. Своевременная уплата штрафа позволяет избежать руководителю открытия приставами на него судебного дела».

Стоит напомнить, что отчетность можно предоставить как в бумажном виде, так и в электронном, а также отправить по почте, через представителя (не забудьте выписать на него доверенность, иначе у него ее не примут) или через телекоммуникационные каналы связи (Интернет).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Как утверждают представители всевозможных фискальных ведомств, минимизация налогов с использованием фирм-однодневок становится делом все более небезопасным, эффективность подобных схем снижается, а цена услуг и ответственность, напротив, растут. Однако бизнес, судя по всему, не торопится отказываться от привычного инструмента, а юристы уверены: победить однодневки не представляется возможным.

Тем не менее профессионализм и активность налоговиков в области сбора доказательственной базы о связи предприятий с однодневками растут. Суды уже не рассматривают такие дела по формальным основаниям. Поэтому рекомендация одна: не использовать в своей работе фирмы-«однодневки» и «обнальные» организации, а снижать налоги и страховые взносы законными способами, которых существует масса. Чтобы минимизировать экономические риски, необходимо в первую очередь наладить эффективное профессиональное управление финансами компании, в том числе и за счёт обучения отвечающего за это персонала. Сегодня каждая фирма может оценить риск налоговой проверки самостоятельно или с привлечением специализированных организаций.

Наталья ПОБОЙКИНА разъясняет: «Если ваша компания оказалось как-то связанной с «обналичкой», рекомендуем выполнить следующие действия:
  • Составить полный список «обнальных» организаций.
  • Проверить, «работают» ли эти организации сейчас (в идеале эти «фирмы» должны быть ликвидированы).
  • Проверить, какой процент отоборота перечислялся на «обнальные» организации.
  • Иметь номера телефонов и ФИО руководителей таких «фирм».
  • Иметь физические доказательства «поставки» от этих «фирм». Руководители фирм» в идеале должны подтвердить факт «поставки». Ваши сотрудники должны подтвердить факт «поставки».
  • Иметь грамотно оформленную первичную документацию, избегать идентичности первичных документов, особенно договоров.
  • Не иметь в офисе документов, «оформляемых» «поставщиками», например счетов-фактур «поставщика» в компьютере бухгалтера; не иметь в офисе печатей, бланков, штампов «поставщиков». Сотрудник, подписывающий документы «поставщиков», не должен быть сотрудником бухгалтерии.
  • Иметь заверенные копии свидетельства о госрегистрации, постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ «поставщика».
  • • При обналичке под услуги иметь: материальное подтверждение оказанной «поставщиком» услуги; доказательства ее использования; любые иные документы, свидетельствующие о реальности предоставления услуг; акты, хорошо сделанные договоры. И самое главное — сотрудников с «железной» нервной системой».
Помочь справиться со всеми вышеуказанными текущими и будущими проблемами может помочь не только грамотно организованная и работающая как часы бухгалтерия предприятия, но и обращение за консультацией либо аутсорсингом к зарекомендовавшим себя на рынке бухгалтерским и аудиторским компаниям. Первое позволяет загодя подготовиться к грядущим изменениям и предвосхитить риски, тогда как переход на аутсорсинг дает принципиальную возможность возмещения штрафов и неустоек за неправильное ведение бухучета за счет организации-аутсорсера. А это уже само посебе способ минимизации налоговых рисков.

Елена БОРИСОВСКАЯ

Biznes_v_Sibiri_10-2011_1.jpgBiznes_v_Sibiri_10-2011_2.jpg

Возврат к списку