Как избежать переквалификации договора при налоговой проверке



Цель нашей компании - помочь бизнесменам России, используя законы и судебную практику, легально снизить налоги, обезопасить активы, защитить бизнес и создать основу для процветания и преуспевания.

1 Октября 2015

Конфликт с реальностьюПрямого указания на то, что у инспекций есть право на переквалификацию сделок, в законодательстве нет, однако, имеется большое количество косвенных упоминаний. Согласно статье 31 НК РФ, налоговый орган может «определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем». В статье 45 НК РФ закреплено: «Налоговый орган вправе взыскивать налоги в судебном порядке с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки».

Также фискалы в соответствии с Кодексом вправе проверять ценообразование в рамках контролируемых сделок. Таким образом, переквалифицировать договор можно. Об этом же говорит и Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Вопрос только в том – как это сделать? Четкого ответа на данный вопрос не существует. На практике, руки у ревизоров фактически развязаны. Контролеры переквалифицируют договор одного типа в другой, признают получателем денег или имущества иное лицо, изменяют назначение платежа. Порой, фискалы даже придумывают просто невероятные схемы, до которых и компания бы не додумалась.

Правовые последствия

Необходимо отметить, что в задачи фискалов входит контроль за соблюдением коммерсантами налогового законодательства. При этом если нарушение норм не влечет уменьшения поступления налогов в бюджет, то такие нарушения ревизоров особо не интересуют. В тех же случаях, когда происходит переквалификация договора, за этим обязательно следует доначисление налога в катастрофических для бизнесмена размерах. Делается это одним из следующих способов.

Исключением расходов из налоговой базы. Например, налоговик признает перечисление средств не оплатой товаров, а, например, транзитом. Это дает ему право исключить такой платеж из расходов компании. Еще один метод – признание дополнительных внереализационных доходов. Третий способ – игнорирование оплаты товаров, работ или услуг. Чиновник в данном случае может заявить, что такие расходы относятся к иному периоду, находящемуся за пределами проверки. Подобный подход дает возможность признать траты внереализационными и доначислить соответствующие налоги. Четвертый способ: игнорирование раздельного учета. Он требуется при ведении отдельных видов деятельности или при совмещении различных налоговых режимов. Если такой учет ведется с нарушениями или вообще отсутствует, это дает ревизору возможность для изменения налоговых обязательств компании перед бюджетом. Ну и наконец, доначисление в связи со сменой налогового режима. Лишение права на УСН происходит с помощью так называемого «объединения» выручки нескольких организаций и признание их выручкой одного лица. Таким образом, фирма выходит за пределы, установленные НК, что влечет доначисление налогов по классической системе налогообложения в значительно большем размере, чем было задекларировано.

Мнение арбитров

По данному вопросу сложилась не самая большая арбитражная практика, проблема квалификации сделок значительно чаще рассматриваются в рамках гражданско-правовых отношений. ИФНС при проведении налоговой проверки стремится применять более простые, неоднократно отработанные и проверенные судебной практикой методы. Переквалификация же требует индивидуального подхода и сложна в доказывании. А суды настаивают, чтобы квалификация была основана именно на доказательствах, а не на мнении инспекции, которое, зачастую, основывается на том, что при изменении квалификации бизнес должен заплатить больше налогов.

В постановлении от 6 июля 2010 года № 17152/09 Президиум ВАС РФ пришел к таким выводам: «инспекция произвела переквалификацию отношений, сложившихся между заводом и обществом <...>, основанную на оценке исполнения заключенных между ними договоров (договора на переработку и агентского договора) как не имеющего правового значения для определения размера налоговой обязанности завода. Однако, осуществив переквалификацию, инспекция при этом необоснованно не учла возражения завода о необходимости уменьшения доначисленных налогов на прибыль и на добавленную стоимость ввиду включения им вознаграждения, полученного по указанным договорам, в расчет налоговой базы по данным налогам».

Таким образом, суд указал, что переквалификация договоров должна тянуть за собой не только изменение расходов, но и доходов фирмы. Для компании же данный вывод является дополнительным способом защиты. Если не удается отстоять свою квалификацию договора, то можно хотя бы спасти часть сумм.

В определении ВАС РФ от 2 сентября 2009 года № ВАС-11072/09 указано: «Суды исходили из того, что переквалификация налоговым органом сделки между банком и иностранной компанией <...> из агентского в договор возмездного оказания услуг не соответствовала фактическим взаимоотношениям сторон сделки и действующему законодательству, в связи с чем доначисление налога на добавленную стоимость на суммы возмещения расходов иностранной компании, связанных с неисполнением, по мнению инспекции, банком обязанностей налогового агента, неправомерно». Из этого акта можно сделать вывод, что контролеры должны соотносить действующие контракты с реальной хозяйственной деятельностью.

Наиболее же важным выводом из анализа судебной практики является такой: при квалификации договора необходимо, прежде всего, учитывать направленность гражданско-правового результата. При этом «необходимо исследовать правовую квалификацию заключенного договора, наличие существенных условий для данного вида обязательств». Важно учитывать еще и то, что наличие в контракте каких-либо ошибок само по себе не может являться основанием для изменения квалификации соглашения.

Как избежать переквалификации?

Можно выделить несколько способов защиты. Первый принцип «как есть». Когда фискалы приходят в офис с проверкой, то они начинают сравнивать реальный механизм осуществления хозяйственной деятельности с ее документальным оформлением. Если инспекция обнаруживает существенные расхождения, то это фактически развязывает ей руки. Второй принцип – точное соблюдение законодательства. Как правило, если для какой-либо деятельности установлены какие-то особенности исчисления налогов, то к ней законодатель предъявил и соответствующие требования. Фирме важно максимально соответствовать этим требованиям. И наконец, третий принцип – юридическая точность формулировок. Довольно часто налогоплательщики слишком формально относятся к заключаемым договорам. Обычно они просто скачивают «рыбу» из Интернета и, в лучшем случае, слегка подгоняют ее под ситуацию, и, порой, делает это даже не юрист. Характерным примером является включение в договор подряда, заключаемый с физическим лицом, терминов, характерных для трудового договора. Таким образом, мои рекомендации сводятся к тому, чтобы внимательно отслеживать изменения в законодательстве и судебной практике и внимательнее относиться к составляемым договорам.

Konfliks_s_realnostyu.jpg


Возврат к списку