Вперёд в прошлое? К чему государство провоцирует бизнес? Рубрика: управленческий консалтинг



Цель нашей компании - помочь бизнесменам России, используя законы и судебную практику, легально снизить налоги, обезопасить активы, защитить бизнес и создать основу для процветания и преуспевания.

9 Марта 2011

«Бизнес в Сибири», март 2011

В связи с тем, что для большинства субъектов малого бизнеса в этом году страховые взносы на ФОТ возросли с 14% до 34%, многие владельцы небольших предприятий открыто заявляют о возвращении «в тень» или сворачивании бизнеса. В то же время власти вместо сокращения непроизводительных затрат на содержание чиновничества, увеличения налогообложения монополий и введения прогрессивного налога на доходы физических лиц сильнее затягивают удавку на шее малого бизнеса.

ЭКСПЕРТЫ РУБРИКИ

  • Рифат ГУСЕЙНОВ, кафедра общей экономической теории НГАСУ
  • Евгений МАТВЕЕВ, «Интернешнл Ассистантс Новосибирск»
  • Наталья ПОБОЙКИНА, «Туров и Побойкина – Сибирь»
  • Наталья МАМЫКИНА, «Оптималъ»
  • Юрий БЕРНАДСКИЙ, Новосибирская городская торгово-промышленная палата

Ужесточение налогового бремени в России всегда давало обратный эффект. По признанию ФНС, администрирование налогов на МСБ обходится стране дороже, чем дает сбор налогов от МСБ. Чего же на самом деле добивается государство?

По мнению профессора кафедры общей экономической теории НГАСУ, д. э. н., заслуженного экономиста РФ Рифата ГУСЕЙНОВА, «государство, естественно, добивается роста поступлений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, прежде всего, в Пенсионный фонд. Ведь из тридцатичетырехпроцентных взносов 26% пойдут на нужды ПФР. Исполнительная власть абсолютно беспомощна и не может найти другого способа роста доходов. При наших темпах роста ВВП, промышленного производства и производства иных материальных благ, при полной потере традиций трудового воспитания что еще властям остается делать?».

Уже теперь понятно, что резкое увеличение налогов не принесет адекватного притока поступлений в бюджет. Причины этого просты: МСБ не способен платить такие налоги — увеличение ПФ составило 143% (!) для предприятий, находящихся на ЕНВД и УСНО, и 31% для тех, кто находится на ОСНО.

«Это огромные суммы для предприятий МСБ, которые зачастую живут на 2–3% чистой прибыли, — отмечает руководитель отдела продаж ООО «Интернешнл Ассистантс Новосибирск», предприниматель Евгений МАТВЕЕВ. — Последнее время все чаще прослеживается тренд глобализации бизнеса, укрупнения секторов экономики как в России, так и в мировом масштабе. Увеличение налоговой нагрузки на ФОТ вынуждает малые предприятия снижать другие расходы. Тогда как модернизация производства, отказ от устаревших технологий и ручного труда, снижение затрат на ведение бизнеса все больше становятся уделом среднего и крупного бизнеса».

От повышения страховых взносов и ухода зарплат «в тень», бюджет, по расчётам Института Гайдара, получит повышение ВВП в лучшем случае на 0,5–0,7%. В том же исследовании говорится, что вследствие реформы ЕСН рост ВВП ежегодно будет меньше прогнозируемого на 0,7%, и реформа окажется бессмысленной уже с 2015 года.

Последние годы государство на столько успешно вело «разъяснительно-принудительную» работу среди предпринимателей, выплачивавших заработные платы ниже «среднерекомендуемого» уровня, что они стали постепенно обелять зарплаты. Но в свете повышения страховых взносов предприниматели получили серьёзный удар и многие из них снова планируют вернуться к «серым» схемам. «Так уж повелось, что быть этичным в нашем государстве не выгодно, — сожалеет управляющая юридической компании «Туров и Побойкина — Сибирь» Наталья ПОБОЙКИНА. — Социальная значимость малого и среднего бизнеса заключается в создании рабочих мест. Сейчас многие предприниматели просто увольняют своих сотрудников и возлагают на оставшихся дополнительную нагрузку. Всё это заставляет задуматься о том, что государство сознательно провоцирует бизнес работать нелегально, так как управлять на страхе гораздо легче, чем иметь сообщество сильных духом предпринимателей».

Минимальная заработная плата принята федеральным законом (да еще и регулярно увеличивается), ставка налога для всех теперь едина, количество работников известно, таким образом, сумма поступлений в бюджет поддается подсчету. «Вместо снижения, а то и вовсе избавления от налогов для малого бизнеса государство дефакто взяло курс на укрупнение бизнеса (еще один «звоночек» — обсуждение увеличения уставного капитала для ООО до 500 тысяч рублей). Одно крупное предприятие легче контролировать и проверять, чем тысячу мелких. На горизонте вновь замаячил призрак плановой экономики», — считает директор ООО «Оптималъ» Наталия МАМЫКИНА.

Федеральный закон № 212, определяющий увеличение страховых взносов, был принят еще в 2008 году. Но до последнего момента все лелеяли надежду, что решение будет пересмотрено из-за тяжелых последствий введения новых ставок страховых взносов для бизнеса.

С другой стороны, как отмечает президент Новосибирской городской торгово-промышленной палаты Юрий БЕРНАДСКИЙ, есть ряд важных геополитических и социальных мотивов, которые стали решающим моментом в принятии этого закона: «Первое — это увеличение социальных обязательств государства, связанное с ростом количества пожилых людей, продолжительности жизни, а значит, повышением нагрузки на социальную систему. Особенно важно учитывать, что страховые платежи в Пенсионный фонд России не покрывают всех потребностей. В частности, по Новосибирской области они возмещают только 48% потребностей. Второе «отягчающее» обстоятельство — вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза Россия — Белоруссия — Казахстан, внутри которого значительно сократилось поступление таможенных сборов, особенно после облегчения процедуры перемещения товаров с 1 июля прошлого года, когда за исключением 400 наименований товаров все остальные перестали декларироваться и облагаться таможенными сборами».

Таким образом, значительные ресурсы, которые собирала таможня, сегодня выпадают из доходной части бюджета РФ. Это существенные средства: по итогам 2009 года доля таможенных сборов в бюджете превышала 50%. Усугубить нынешнее положение может и то, что с 1 июля 2011 года таможня уйдет с внутренних границ Таможенного союза. Кроме всего прочего, следствием создания Союза будет увеличение потока контрафактной продукции, в первую очередь из Китая через Казахстан через открытую границу с Россией. Так что сфере производства товаров массового спроса стоит приготовиться к еще большему давлению.

КТО НЕ СПРЯТАЛСЯ, ТОТ И ВИНОВАТ

По мнению Юрия БЕРНАДСКОГО, «увеличение налоговой нагрузки идет параллельно с увеличением тарифов на энергопотребление, значительным ростом издержек на обеспечение теплом производственных объектов, цен на сырье. В прошлом годуетырежды повышались цены на металл, за год они выросли на 80–90%. Россия еще не вступила в ВТО, а российский рынок уже сейчас широко открыт для зарубежных производителей потребительской продукции. И практически во всех сферах и отраслях экономики идет очень жесткая конкуренция. Как следствие, многие предприятия оказываются на грани рентабельности».

«Больше всего от повышения страховых взносов пострадают организации, у которых заработная плата сотрудников занимает большую долю в себестоимости, т. е. компании, оказывающие услуги «головой», — отмечает Наталия МАМЫКИНА. — В этой сфере можно ожидать самого неблагоприятного развития событий — от радикального сокращения штатов до закрытия предприятий. Вследствие чего уволенные люди вместо того, чтобы платить налоги, будут получать из бюджета пособие по безработице…. А также результирующего увеличения цен на продукцию, товары, услуги малого бизнеса, ну и банального уклонения от уплаты налогов».

Снижение рентабельности предприятий негативно скажется на их кредитоспособности, и в большей степени это ощутят компании сферы услуг, производства и строительства. «Наши опросы показали, что некоторые предприниматели планируют снизить фонд оплаты труда своих сотрудников с целью сохранения той прибыли, которую они получали ранее», — говорит Наталья ПОБОЙКИНА.

«Еще до вступления в силу Федерального закона № 212 средняя заработная плата векторе МСБ (малого и среднего бизнеса) на 40% отставала от аналогичного показателя в целом по экономике региона, — отмечает Юрий БЕРНАДСКИЙ. — Кроме того, рост заработной платы в 2010 году в МСБ отставал от динамики основных экономических индикаторов. С другой стороны, чтобы повысить потребительский спрос населения в 2011 году, нужно увеличивать заработную плату. Ведь этот показатель остается одним из ключевых рычагов развития экономического потенциала региона. Накопленный положительный эффект позитивных изменений в экономике страны может нейтрализоваться принятыми решениями по повышению прямой и косвенной финансовой нагрузки на предприятия, что отрицательно скажется на конкурентной среде. Значительный рост налогов будет сдерживать увеличение прибыльности компаний и доходов бюджетной системы, препятствовать созданию новых эффективных рабочих мест и сузит возможности для исполнения социальных обязательств. По оценкам экспертов Центробанка и по данным статистики, в январефеврале 2011 года в экономике страны высвободится в два раза больше людей, чем будет принято на работу. Это скажется на уровне безработицы и нагрузке на социальные статьи бюджетов всех уровней».

Кроме того, что в 2011 году малые предприятия оказались в крайне тяжелом финансовом положении, появился целый ряд новых контролирующих бизнесорганов, дополнительные формы отчетности, возрастает количество проверок. «Мы все понимаем, что влечет за собой глобализация мировой экономики, — комментирует Евгений МАТВЕЕВ. — Небольшой бизнес может снова «уйти в тень», а при повышении налогов пострадает вовсе не бизнес-элита, а простые граждане. Именно они оплатят государству проколы его бюджетной политики и компенсируют не всегда целевое и не всегда эффективное расходование бюджетных средств. Ужесточение налогового бремени противоречит не только официально объявленному курсу на инновации и модернизацию, но и той социальной политике, на которую сейчас ссылаются власти как на оправдание роста налогов. Вывод напрашивается сам собой — кредитоспособность малого бизнеса будет снижаться, так же как и платежеспособность населения. В связи с падением своей платежеспособности основная масса граждан будет вынуждена прибегать к экономии, пользуясь предложениями крупных гипермаркетов и молов. Что еще больше повлияет на то, чтобы малый бизнес исчез «как класс».

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Оптимизация налогов всегда вызывает у налоговых органов самое пристальное внимание. «Если она проведена в рамках закона или при наличии «дыры» в законе с использованием нескольких грамотно оформленных документально схем, применяемых на самом деле, а не на бумаге, обоснование своей позиции позволяет снять претензии налоговиков, не доводя дело до суда, — уверена Наталия МАМЫКИНА. — В любом бизнесе можно изыскать ресурсы экономии, не прибегая к «серым» схемам, — это производительность труда работников, дисциплина труда, автоматизация ручных процессов, применение льготных налоговых ставок и ряд других методов».

Тем не менее начало неприятным последствиям положено. «Первое — то, что простым сотрудникам предлагают настойчиво зарегистрироваться в качестве ИП, тем самым пытаясь снизить собственную налоговую нагрузку. Второе — рост «популярности» неофициального трудоустройства. Крупный риск небольшого предприятия еще заключается в том, что оно не имеет грамотного сопровождения, не может позволить иметь себе финансиста, экономиста, юриста, которые способны помочь в этих вопросах, а выбрав путь консультирования, обрекает себя на крупные затраты», — говорит Евгений МАТВЕЕВ.

Чтобы построить законные схемы оптимизации, в штате компании должен быть высококвалифицированный специалист, а таковых зачастую МБ не может себе позволить. Приходится использовать любые единовременные меры ухода от налогов. Структура фискальных органов нашего государства не способна проявлять гибкость в решении текущих вопросов и возникающих споров.

ЧЕГО ОЖИДАТЬ?

Ни для кого не секрет, что у ФНС существует план по сбору налогов. В этом году этот план, скорее всего, будет скорректирован в сторону увеличения проверок и выставления штрафных санкций. «Сейчас внимание фискальных органов сосредоточено на борьбе с «однодневками». И ФНС будет повышать эффективность своей работы именно в этом направлении. Как будут проходить проверки Пенсионного фонда, пока не ясно», — замечает Наталья ПОБОЙКИНА.

Во втором полугодии следует ожидать «усиления» работы ФНС в связи с падением собираемости налогов. Также «усиливается» работа над различными схемами уклонения от уплаты налогов: борьба с банкротствами организаций и сведение к минимуму «легальных» схем оптимизации налогового бремени.

«В России правительство традиционно находит только «полицейские меры» решения назревших задач. Но они эффективны лишь при условии, что полицейские — идеально честные люди», — говорит Рифат ГУСЕЙНОВ. Пока же пояснения о причине низкой налоговой нагрузки почти поголовно собирают со всех организаций малого бизнеса. Также следят «в два ока» «смотрящие» за страховыми взносами — Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Так что готовимся к очередной и беспощадной атаке по всем фронтам.

КАК ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ПОРОЧНОГО КРУГА?

Есть мнение, что неэффективность российской экономики не только следствие её сырьевой направленности, чрезмерных аппетитов чиновников и монополий, низкой производительности труда и завышенных издержек государственных и частных компаний. А вызвана, в том числе громоздкостью и неэффективностью налоговой системы. «Эффективная и некоррупциогенная налоговая система в Российской Федерации в общем возможна, — комментирует Наталья ПОБОЙКИНА. — Нужно перестать с достойным лучшего применения упорством менять налоговое законодательство. Постоянные «налоговые реформы» сами по себе значительно снижают бюджетные поступления. Важно разработать и реализовать программы по повышению доверия налогоплательщиков к действиям госструктур, имеющих отношение к бизнесу и уплате налогов. Например, запустить в СМИ соответствующую социальную рекламу, сделать уплату налогов гордостью, в новостях приводить положительные примеры и показывать честных налогоплательщиков, их успехи, создать простые отчётные формы по детальному расходованию денег на муниципальном, региональном и федеральном уровнях и сделать эту информацию массово доступной. А с другой стороны, наказывать «плохишей» экономически через систему назначения более высоких ставок налогов, но на короткие периоды (сроком, например, на квартал). Ни в коем случае не премировать госслужащих за количество наказанных и посаженных, премировать только за количество переведённых на легальные методы работы налогоплательщиков. Проблема этого общества и людей в нём в том, что его все время пытаются спасти и улучшить. Для этого в центре Москвы посадили думать тысячи «думающих людей», вот они и выДУМывают. Но где они, а где вы? Предприятиям нужны простые, не меняющиеся десятилетиями правила «игры» и система поощрения наиболее порядочных из них».

Что и говорить, только администрированием, фискальными и карательными методами проблему неплатежей в бюджет не решить. Не стоит также преувеличивать значение налогов при анализе неэффективности экономики. «Коренная сложность — отсутствие стратегического мышления, — замечает Рифат ГУСЕЙНОВ. — Вместо стратегии правительство занято преимущественно сегодняшними проблемами, латанием постоянно возникающих «дыр». На остальное элементарно не хватает времени. Вспомним хотя бы трагикомическую историю со «Стратегией развития Сибири». Сколько было затрачено сил, какие мощные умы были привлечены, а весь «пар» в итоге «ушел в гудок»! На выходе — восемь страниц ничего не значащего текста...».

Что касается обсуждаемых нами нововведений, даже эксперты Министерства финансов подчеркивают, что некоторый эффект от введения таких ставок ЕСН может быть лишь до 2012 года. Начиная с 2013 года эта мера будет иметь отрицательное воздействие даже с точки зрения бюджетной эффективности. «То, что по 26 видам предпринимательской деятельности промышленного производства и социальной сферы ставка взносов во внебюджетные фонды снижена с 34% до 26%, сильно погоды не изменит. Хотя структура бизнеса, в т. ч. крупного, будет меняться, и активно будут создаваться малые формы предпринимательства как раз по этим 26 направлениям», — считает Юрий БЕРНАДСКИЙ.

По мнению Евгения МАТВЕЕВА, проблема России — это, прежде всего, менталитет людей: «В основной массе люди не любят и не хотят работать, стараясь найти, где проще, где меньше ответственности или вовсе её нет. Все любят ругать чиновников, но это обычные люди со своими потребностями и желаниями. Они также не любят брать на себя ответственность, стараясь всячески делегировать ее, набирая заместителей, открывая новые отделы. Вторая острая проблема — это проблема «кумовства». Если решение второй проблемы дается достаточно просто, с менталитетом все сложнее. Нельзя сразу и стремительно изменить сознание людей, для этого нужны годы и «жесткая» политика государства в отношении взяточничества, неминуемость наказания за преступления. Этому будет также способствовать «открытость» Интернета, с помощью него утаить информацию сегодня стало практически невозможно. Пока же вся борьба государства с коррупцией больше фикция, или инструмент для переделки сфер влияния».

Таким образом, благодаря непродуманной и недальновидной политике российского государства, вопреки постепенному угасанию экономического кризиса во всем мире социальная напряженность в российском социуме в этом году будет нарастать, а разрыв в доходах бедных и богатых предприятий и отдельно взятых людей стремительно увеличиваться. Хотя все же хочется надеяться, что Россия сможет преодолеть и перемолоть все свои проблемы, стать сильной мировой державой, в которой будут прежде всего почитаться интересы и благосостояние большинства граждан и юридических лиц.

Елена БОРИСОВСКАЯ

Юридическая компания_00001.jpg Юридическая компания_00002.jpg

Возврат к списку