Предприимчивость плюс осторожность



Цель нашей компании - помочь бизнесменам России, используя законы и судебную практику, легально снизить налоги, обезопасить активы, защитить бизнес и создать основу для процветания и преуспевания.

9 Июля 2011

По материалам газеты "Бизнес в Сибири"

Елена БОРИСОВСКАЯ

СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Для налоговых инспекторов проверка является самым эффективным средством контроля. Для проверяемой компании она всегда — испытание, зачастую приводящее к различным санкциям. Однако экономические риски создаются и по вине самого предприятия. Как свести их к минимуму и избежать неприятных последствий?

ЭКСПЕРТЫ РУБРИКИ

Елена ПОЛУКЕЕВА, директор ООО «Совет независимых аудиторов»

Михаил ГОЛЬДБЕРГ, директор ЦДО «Сфера»

Наталья ПОБОЙКИНА, управляющий партнёр юридической компании «Туров и Побойкина — Сибирь»


СИТУАЦИЯ С ПРОВЕРКАМИ БИЗНЕСА

В последние годы прослеживается тенденция к снижению количества выездных налоговых проверок и увеличению камеральных. Уже четвертый год действует система планирования выездных налоговых проверок, регулируемая Приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. В этом приказе основными критериями отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок отмечены: низкая налоговая нагрузка, убыточность деятельности, вычеты по НДС, соотношение доходов и расходов, среднемесячная зарплата сотрудников, работа через посредников, непредоставление пояснений инспекции, частая смена адреса места деятельности, низкая рентабельность и деятельность с высоким налоговым риском. Учитывая их, каждый налогоплательщик может проанализировать собственные риски быть проверенным.

Заслуживают внимания изменения в регламент проведения камеральных и выездных проверок, совместных проверок с ОВД, утвержденные Федеральным законом от 07.07.2010 № 229-ФЗ. Некоторые положения этого закона действуют с прошлого года, а некоторые вступили в силу в 2011 году. Так, с 1 января 2010 года налоговики не вправе требовать те документы, которые ранее были представлены налогоплательщиками при проведении камеральных или выездных проверок. Со 2 сентября 2010 года, если во время выездной проверки налогоплательщик подаст уточненную декларацию на уменьшение суммы налога, инспекция может назначить выездную проверку периода, за который представлена отчетность. Вместе с актом налоговой проверки обязательно должны направляться доказательства выявленных нарушений. С 1 января 2011 года налоговые органы не могут повторно затребовать ранее представлявшиеся документы о контрагентах в рамках встречной проверки.

По совместным проверкам с ОВД изменений на 2011 год пока нет. Полиция наделена правом участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов. Это право установлено и подпунктом 28 пункта 1 статьи 13 нового Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (вступил в силу 1 марта 2011 года). Порядок взаимодействия налоговых и правоохранительных органов установлен приказом МВД и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ7-2-347. В случае проведения совместной проверки сохраняется регламент проверки, предусмотренный Налоговым кодексом.

«Исходя из практики проверок в 2011 году наших клиентов, можно сказать, что на проверку контролеры выходят с плановыми суммами к взысканию в бюджет и списком неблагонадежных контрагентов, — рассказывает дирек­тор ООО «Совет независимых ауди­торов» Елена ПОЛУКЕЕВА. — Все чаще налоговики привлекают налогоплательщиков к ответственности с мотивировкой, что договоры ими заключены с так называемыми «фирмами-однодневками», имеющими адреса «массовой» регистрации, «массовых» учредителей, «массовых» директоров и т. п. Позиция налоговых органов обычно строится на том, что предпринимательская деятельность основана на риске, поэтому налогоплательщик должен искать добросовестных партнеров, а в противном случае нести все негативные последствия подобной неосмотрительности. Минфин России в своем письме от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177 предлагает добросовестному налогоплательщику собрать на контрагента досье и оценить риски взаимоотношений с ним, ссылаясь на постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налоговой выгоды».

Чтобы предпринимателя сочли осмотрительным и осторожным при выборе контрагента, ему, как минимум, нужно: получить от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ); получить от контрагента документ, подтверждающий право определенного человека подписывать документы от лица контрагента; использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента (сведения о контрагенте могут быть получены посредством обращения к налоговым органам за выпиской из ЕГРЮЛ, информационные центры МВД, ГУВД, УВД предоставляют сведения из Реестра дисквалифицированных лиц, которые на основании судебного решения не могут занимать руководящие должности, заниматься предпринимательской деятельностью). Для получения дополнительных сведений о контрагентах весьма эффективным является использование официальных сайтов органов государственной власти, а также сайтов информационных агентств. Полезными являются и сайты арбитражных судов. На них можно получить представление о судебных процессах с участием контрагента.

Действия по получению таких сведений непременно будут свидетельствовать о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности. Конечно, за время, потраченное на добывание этих сведений, предприниматель может потерять клиентов, но, похоже, главное в предпринимательской деятельности — быть осторожным и осмотрительным.

График плановых проверок внебюджетных фондов публикуется на их официальных сайтах, а сводный план проверок, например Роспотребнадзора и Инспекции по труду, можно посмотреть на сайте генпрокуратуры genproc.gov.ru. «Это, несомненно, серьёзный шаг по облегчению работы бизнеса, — комментирует директор ЦДО «Сфера» Михаил ГОЛЬДБЕРГ. — Внеплановые проверки, конечно, заранее административными органами не афишируются. Но административные органы, и это, несомненно, тоже достижение демократии в России, — очень часто открыто говорят о причинах, которые «повышают вероятность проверок». Например, это «…существенное снижение или увеличение прибыльности на фоне предыдущих периодов при условии, что нет никаких внешних факторов для этого; средняя заработная плата сотрудников в компании существенно ниже средней заработной платы по отрасли на территории НСО; фирма вдруг ни с того ни с сего начала строить «группу компаний», передавая часть функций вновь созданным индивидуальным предприятиям; появляются покупатели продукции в оффшорных зонах и другие.

Результаты проверок чаще всего приводят к доначислению неуплаченных налогов и взиманию неустойки, с этим связанной. Надо отметить, что благодаря выросшей в последние годы квалификации юристов компаний, юристов-консультантов и судебных органов, эти споры решаются путём цивилизованного состязания сторон в судебном процессе. Но это нормальный процесс: бизнес всегда будет стремиться минимизировать налоги, а фискальные органы будут стоять на страже государственных интересов. Важно, чтобы бизнес помнил — нель зя грубо нарушать закон».

Некоторые доначисления по результатам проверок приводят не только разбирательствам в арбитражном суде, но и к уголовной ответственности. «Главной опасностью попасть под проверку является связь с обналичивающими компаниями, либо наличие в собственном бизнесе фирм, соответствующих критериям обнальных организаций, — считает управляющий партнёр юридической компании «Туров и Побойкина — Сибирь» Наталья ПОБОЙКИНА. — Например, отсутствует необходимое для ведения деятельности помещение; нет требующегося для работы персонала; отсутствуют основные средства; директора и учредители являются номинальными; нет реальной экономической деятельности, направленной на извлечение дохода. Таким образом связь с однодневками, неоднократное внесение изменений и корректировка отчётности, частая миграция между налоговыми органами, несоответствие налоговой нагрузки и рентабельности средней по отрасли могут явиться поводом для выездной проверки. Нередко проверка может быть и средством конкурентной борьбы».

С 2011 года и территориальные органы ПФР и ФСС проводят камеральные и выездные проверки. Основаниями для проверок являются критерии, изложенные в совместном письме ПФР и ФСС от 21 декабря 2010 г. № ТМ-3024/13848 / № 02-03-08/13-2872П «О планировании совместных выездных проверок». Критериями выезда на проверку являются: уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности; наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов и другие.


ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ

Чтобы минимизировать экономические риски, необходимо в первую очередь наладить эффективное профессиональное управление финансами компании, в том числе и за счёт обучения отвечающего за это персонала. «Хочу заметить, что экономическая безопасность компании — это не только степень риска оказаться проверенными инспекторами и потерпеть «серьёзное фиаско» в результате проверки, — уверен Михаил ГОЛЬДБЕРГ. — Это прежде такая система управления финансами компании (в т. ч. и с учётом не запрещённых законодательством схем оптимизации налогов), при которой компания не теряет своей финансовой устойчивости при проявлении общеэкономических и общеполитических, коммерческих, имущественных и других рисков. Нередко потеря финансовой устойчивости предприятия происходит не по причине доначисления и выплаты налоговых недоимок и неустоек, а в случаях потери контроля за величиной дебиторской задолженности и неумения последовательно и настойчиво её взыскивать, неумелых маркетинговых шагов, не налаженного механизма платежей, плохого бюджетирования. Главная причина таких рисков — отсутствие квали фицированного управления финансами компании! Этому нужно учиться и руководителям и финансовым менеджерам. Также полезно обращаться к финансовым консультантам, пока «болезнь не запущена».

Действительно, в условиях постоянно изменяющегося законодательства необходимо постоянно взвешивать по каждому «вопросу» выгоду, тяжесть возможных последствий и степень риска. «Чтобы избежать налоговой проверки, организация не должна соответствовать критериям недобросовестного налогоплательщика. Так же обстоит и с проверками ПФР и ФСС. Необходимо соблюдать осмотрительность при выборе контрагентов, особенно если есть подозрения в недобросовестности этих фирм», — советует Наталья ПОБОЙКИНА.

Сегодня каждая фирма может оценить риск налоговой проверки самостоятельно или с привлечением специализированных организаций. «В нашей практике участились случаи заключения таких договоров, когда клиент хочет оценить указанный риск и подготовиться к визиту фискальных органов, — отмечает Елена ПОЛУКЕЕВА. — Нашими специалистами проводится обзорная проверка состояния учета и отчетности, составляется отчет с указанием отклонений от установленных критериев проверки, выявленных у налогоплательщика, а также даются рекомендации по устранению налоговых рисков. В качестве профилактики рисков проверок можно предложить постоянное сопровождение предприятия специалистами в области учета и налогообложения».


ЕСЛИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОИЗОШЛИ…

В этом случае полезно знать, что для работников всех контролирующих, а также правоохранительных органов права определены действующим законодательством. Если для предпринимателей действует принцип: «Разрешено всё, что не запрещено законом», то для проверяющих — наоборот: «Запрещено всё, что не разрешено законом». Именно этот принцип положен в основу ст. 53 п. 1 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, который гласит: «При рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт». Таким образом, соблюдается принцип презумпции невиновности, заложенный в ст. 49 Конституции РФ.

В случае, если проверка проведена, выявлены нарушения и доначислены налоги, налогоплательщик может представить возражения по акту в целом или в отношении отдельных его положений. Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки. Надо указать, с какими именно положениями акта компания не согласна. «Эта позиция должна быть обоснована ссылками на нормы законодательства, судебной практикой, причём приоритет отдаётся решениям ВАС России и решениям судов по соответствующим судебным округам. Практика показывает, что грамотное обоснование возражений в большинстве случаев позволяет урегулировать претензии налоговых органов в досудебном порядке», — комментирует Елена ПОЛУКЕЕВА.

Но лучше всего, если предприятие заранее приняло все меры, чтобы свести к минимуму риски быть проверенным в самый неподходящий момент.


К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ

Любая проблема возникает и развивается под влиянием определённых причин. При этом она проходит определённые стадии, требует диагностики, анализа и правильного разрешения. «Специалисты юридических компаний защищают интересы клиентов в различных сферах деятельности, знают нюансы прохождения проверок и имеют опыт представления налогоплательщиков в суде. Обращение в юридическую компанию на начальном этапе выездной налоговой проверки снизит риски налоговой и уголовной ответственности», — считает Наталья ПОБОЙКИНА.

Если налоговая проверка уже завершена, имеется акт или решение налогового органа, фиксирующее сумму задолженности по налогам и сборам перед бюджетом, при отказе в возмещении НДС, опытные специалисты консалтинговых компаний юридически и тактически помогут грамотно выстроить защиту, быстро и качественно проведут анализ предъявленных требований и своевременно обжалуют решения (действия) налогового органа в арбитражном суде. Как говорит Елена ПОЛУКЕ­ЕВА, «опытные консультанты помогут провести анализ законности (обоснованности) акта или решения налогового органа по результатам налоговой проверки, подобрать доказательственную базу, подтверждающую позицию налогоплательщика, составить возражения в налоговые органы или заявления для обращения в арбитражный суд, а также представить интересы налогоплательщика в налоговых органах и судах».

Может возникнуть ситуация, когда в офис внезапно пришли представители правоохранительных органов и дестабилизировали работу предприятия, изъяв финансово-хозяйственную документацию со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таком случае своевременное привлечение опытного налогового адвоката позволит быстро разобраться в сложившейся ситуации, выработать и провести необходимый комплекс мероприятий по снижению неблагоприятных последствий для бизнеса.

Если проверка уже назначена, то привлечение специалистов в области налогообложения и права тоже может быть полезно. В ходе проверки специалисты могут проконсультировать, дать рекомендации в части представления документов, подтверждающих позицию налогоплательщика перед налоговой инспекцией по спорным вопросам, участвовать в таких мероприятиях налогового контроля, как допрос свидетелей — сотрудников налогоплательщика, истребование и выемка документов, проведение экспертиз. Ведь профилактика всегда полезнее лечения и проводить её лучше под руководством опытного и знающего «доктора».


БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Основные направления и перспективы в вопросах проведения проверок бизнеса затронул руководитель ФНС России М. В. МИШУСТИН, выступая 16 мая 2011 года на налоговой конференции «Налогообложение в странах СНГ». Он отметил, что в последнее время наметилась тенденция усиления роли аналитической составляющей при проведении налоговых проверок отчетности налогоплательщиков, а также высказал мнение о возможности полной замены выездных проверок камеральными.

«Уже в июле ФНС планирует ввести в эксплуатацию информационный комплекс «Схемы уклонения» со сведениями о подтвержденных судами незаконных способах ухода от налогов, — рассказывает Елена ПОЛУКЕЕВА. — Этот ресурс предназначен и для инспекторов, и для налогоплательщиков. Правда, пока нет информации, станет ли информационный ресурс доступен компаниям сразу же или первыми его опробуют налоговики. С 1 августа инспекции начнут получать от банков выписки по счетам компаний в электронном виде. ФНС планирует создать их электронный архив, который должен помочь инспекторам в предпроверочном анализе. Этот ресурс позволит контролерам понять истинный смысл движения денег, так как можно будет состыковать сведения по контрагентам и отследить цепочку расчетов по суммам, периодам и т. д. В сложившейся ситуации компаниям можно посоветовать в первую очередь проанализировать самостоятельно или с привлечением специалистов риски налоговых проверок и в случае необходимости устранить их и, во-вторых, обязательно ввести регламент проверки контрагентов на добросовестность».

Таким образом, тенденция времени — ужесточение налогового контроля и увеличение числа контролирующих ведомств (которые содержат все те же налогоплательщики). Растёт количество отчётных форм, постоянно меняются сами формы и частота их предоставления. «Повышая страховые взносы, никто не спросил предпринимателей, в состоянии ли они выдерживать такую нагрузку, — отмечает Наталья ПОБОЙ­КИНА. — Кто-то обанкротился, многие ушли в тень, некоторые сократили персонал, повысили цены. Немало организаций до сих пор не оправились от кризиса. О каком взаимодействии может идти речь? В результате одни убегают, пытаясь выжить, другие догоняют, пытаясь выполнить планы».

В этой ситуации трудно давать хорошие прогнозы. Само по себе увеличение налогового бремени на предприятия — отличный стимул для замедления роста экономики, всплеска безработицы, уменьшения объемов инвестируемых в развитие средств и снижения спроса со стороны населения. Отчисления в социальные фонды повышены, казалось бы, до предела, но на этом власти страны могут и не остановиться. Бюджет по-прежнему дефицитный, в преддверии выборов власти будут раздавать повышенные обещания, для реализации которых снова потребуются немалые средства. Поэтому предпринимателям можно пожелать быть осторожными, осмотрительными и, как всегда, предприимчивыми...

Юридическая компания_00001.jpgЮридическая компания_00002.jpgЮридическая компания_00003.jpg

Возврат к списку