Комментарий Н.Побойкиной: На власть надейся и сам не плошай



Цель нашей компании - помочь бизнесменам России, используя законы и судебную практику, легально снизить налоги, обезопасить активы, защитить бизнес и создать основу для процветания и преуспевания.

22 Января 2011 Рубрика: бизнес

Эпиграф, №1 (785)

Для развития малым предприятиям нужны доступные финансовые средства, информация и желание помогать друг другу. Такой вывод можно сделать из выступлений участников круглого стола «Малый бизнес: актуальные проблемы и способы решения», который состоялся в конце прошлой недели.

Начавшийся год для предпринимательского сообщества не обещает быть легким. Кризис, непонятно, закончился – или нет, размер налогов увеличился, потребление товаров и услуг не растет. Поэтому круглый стол «Малый бизнес: актуальные проблемы и способы решения» собрал большое число участников. Мероприятие проводилось совместно с Городским центром развития Предпринимательства, и, по информации сотрудников Центра, желающих поучаствовать в заседании было больше, чем смогла вместить аудитория.

Круглый стол стал заключительным мероприятием в рамках социально-значимого проекта Правительства Новосибирской области, направленного на стимулирование предпринимательской деятельности, популяризацию малого и среднего бизнеса. Основные вопросы, которые обсуждали предприниматели, чиновники, представители банковского сообщества и консалтинговых компаний касались форм государственной поддержки бизнеса, проблем роста и увеличения ресурсной базы малых предприятий, недостатка финансовых средств на всех этапах развития предприятий, правовых рисков малых предприятий, вопросов налогообложения.

Начальник отдела развития малого бизнеса и предпринимательства управления промышленности департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области Сергей Паршиков, выступая с первым докладом, рассказал о новых приоритетах государственной поддержки предпринимателей в 2011 году.

Докладчик отметил, что, несмотря на сложное время и непростой год в сфере малого предпринимательства появились позитивные тенденции: число таких предприятий растет и не в последнюю очередь этому способствуют программы поддержки предпринимателей. По словам С. Паршикова, в настоящее время объем освоенных по программе бюджетных средств составляет 99,6%. «Деньги из федерального бюджета освоены полностью, за исключением сумм, поступивших на счета 27 декабря прошлого года», – уточнил спикер.

Что касается новых направлений работы, то здесь региональные власти намерены ориентироваться на Минэкономразвития, так как это позволит значительно увеличить суммы поддержки (на каждый рубль поддержки, выделенный регионом, приходится определенная доля из федеральных средств).

Но уже сейчас, по словам С. Паршикова, можно точно говорить, что поддержка будет в большей степени съакцентирована на малых предприятиях, ориентированных на экспорт и инновации. Основные меры поддержки будут касаться субсидирования ставок по кредитам и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности. Также в этом году региональные чиновники намерены развивать Центр прототипирования для того, чтобы дооснастить его необходимым оборудованием. А докапитализация фондов поддержки бизнеса позволит им расширить число сотрудничающих с фондами банков. Правда, для этого области еще нужно выиграть конкурсы Минэкономразвития на получение средств из федерального бюджета.

По мнению докладчика в настоящее время работа Фонда развития МиСП НСО идет успешно. По льготным ставкам за неполные два года кредиты получили 754 предпринимателя на сумму 3,774 млрд руб. При этом чиновникам удалось добиться условий уникальных для РФ: ставки по кредитам у нас ниже, чем где бы то ни было и составляют ставку рефинансирования ЦБ плюс 4 п. п. При этом все банковские комиссии должны быть изначально заложены в эффективную ставку по кредиту.

Фонд микрофинансирования, несмотря на размеры ставок (10% годовых для всех малых предприятий и в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ для предприятий инновационной сферы и материального производства) пока менее успешен. «Мы думали не будет отбоя от предпринимателей, но идут мало, а средств у фонда много. В настоящее время фонд выдал кредиты на сумму порядка 29 млн руб. 31 предпринимателю. Для старта (фонда начал работу осенью) результат неплохой, но мы рассчитывали на большую активность работы бизнеса с фондом», – рассказал С. Паршиков.

В этом году условия для бизнеса изменились – налоговая нагрузка на бизнес возросла. В этих условиях областная власть, чтобы поддержать бизнес работающий в белую, решила несколько изменить условия проведения конкурса. В частности, если заявок будет больше, чем выделенных средств, дополнительными критериями отбора станет соотношение сумм налогов уплаченных предприятием в прошедшем году к величине прибыли. Еще один критерий размер заработной платы. По условиям он должен быть не меньше, чем две величины прожиточного минимума. Преференции получит тот предприниматель, у которого превышение реальной зарплаты над указанной в условиях величиной больше.

Такой подход, по мнению чиновника, наиболее эффективен, так как позволяет поддержать реально функционирующие предприятия, с большим вкладом в экономику области.

Инновационные предприятия власть также намерена поощрить. Для них в рамках 217-ФЗ грантовая поддержка будет увеличена с 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

В заключении вступления Сергей Паршиков уточнил, что принимаемые программы поддержки не догма и будут корректироваться в зависимости от национальных приоритетов, которые будут озвучены в приказе Минэкономразвития. «Это позволит привлечь федеральные средства», – напомнил докладчик.

Председатель Комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска Вячеслав Братцев был назначен на должность недавно, поэтому познакомил участников мероприятия с тезисами новой целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства города Новосибирска» на 2011–2013 годы, основными направлениями работы комитета и призвал предпринимателей к большей активности. «На поддержку заложены, конечно, не очень большие средства. Но если появятся проекты, мы найдем деньги. А пока у нас деньги есть, возможности есть, но зачастую активность предпринимателей оставляет желать лучшего», – посетовал В. Братцев.

Директор муниципального автономного учреждения города Новосибирска «Городской центр развития предпринимательства» Егор Казанцев поделился с собравшимися новостями о ходе создания городского бизнес-инкубатора. «В настоящее время там идут монтаж оборудования и пусконаладочные работы. Появились первые 9 резидентов, выигравшие конкурс. В конце прошлого года был объявлен второй конкурс заявки на который можно подавать до 9 февраля. Хотелось бы предостеречь предпринимателей от подачи заявок за день-два до вскрытия конвертов. Лучше не откладывать, потому что приоритетное право будет иметь та заявка, что была подана раньше», – сообщил Е. Казанцев.

Что касается бизнес-инкубатора, то там занята уже половина площадей, преимущественно складских и производственных, часть офисных свободна. ГЦРП готов оказывать всю необходимую консультационную и информационную поддержку заявителям при разработке бизнес-плана. «Но писать его все же должен заявитель, ведь ему придется свой бизнес-план защищать перед конкурсной комиссией. Более того, если предприниматель станет резидентом бизнес-инкубатора, ему придется три года работать по разработанному им плану», – напомнил Е. Казанцев.

Начинающим бизнесменам Е. Казанцев порекомендовал действующую в ГЦРП акцию «Первый Шаг», чтобы помочь начинающим бизнесменам начать дело. Центр готов бесплатно консультировать предпринимателей по вопросам регистрации предпринимательской деятельности, подготовить и оформить учредительные документы, заявления для регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, оформить документы, связанные с началом предпринимательской деятельности для их предоставления в налоговые органы и другие организации. «Предпринимателю останется только лично навестить регистрационные и налоговые органы и предоставить им уже подготовленный с помощью сотрудников и партнеров Центра пакет документов», – сказал руководитель ГЦРП.

Идея бизнес-инкубатора оживила собравшихся. Предприниматели выдвинули ряд предложений, которые можно было бы реализовать аналогичным образом. Так директор ООО ПК «Сибирский проект» Сергей Брагин высказал мысль о необходимости создания бизнес-инкубатора для производственных компаний на неиспользуемых территориях предприятий, находящихся в Ленинском районе на ул. Станционной. «Нынешние собственники не поддерживают развитие, не заботятся о собственности, сдают в аренду – и только. Площадь для такого проекта нужна не1,5 тыс. кв. м, а не менее 20–30 тыс. кв. м», – предложил С. Брагин.

На это предложение Сергей Паршиков высказал резонное замечание, что создавать такие производственно-промышленные инкубаторы можно, но на площадках от 100 тыс. кв. м. «Это ограничение Минэкономразвития. Но если предприниматели разработают проект, смогут его обосновать, мы готовы защищать его на федеральном уровне и искать под него финансирование», – пообещал С. Паршиков.

Управляющая юридической компании «Туров и Побойкина – Сибирь» Наталья Побойкина познакомила предпринимателей с тем как можно решить возникшие в связи с принятием 212-ФЗ проблемы.

С 1 января 2011 года перед малым бизнесом остро встала проблема, связанная с введением в действие 212 федерального закона. Связано это с увеличением размера страховых выплат. Для тех предприятий, которые работали по упрощенной системе налогообложения, тарифы выросли в 2,4 раза, а для тех, которые работали на классической системе налогообложения – в 1,3 раза.

В связи с этим у предпринимателей сегодня во многом пессимистичное настроение. Недовольства таким решением федеральных властей очень много. Бизнес у нас только начал выходить из кризиса, кто-то еще в нем пребывает, а государство приготовило ему такой сюрприз. Мы проводили опросы, и, к сожалению, по их данным порядка 80% предпринимателей заявляют о решении уйти в тень. Кто-то сказал, что будет сокращать заработную плату, то есть тем самым снижать объем страховых выплат за счет сотрудника. Кто-то решил пересмотреть распределение обязанностей в компании с целью сокращения штата. Нагрузка на оставшихся возрастет. Один из предпринимателей просто заявил, что хочет уйти из бизнеса, поскольку устал от игр с государством – в текущей ситуации получается выгоднее работать одному и не создавать рабочие места. Многие собираются повысить цены на товары и услуги и компенсировать убытки за счет покупателей.

Для предприятий определенных сфер деятельности, работающих по упрощенной системе налогообложения, еще есть время подготовиться – для них введен льготный переходный период до конца 2012 года. Перечень льготных сфер деятельности изложен в ФЗ-432, который был принят 28 декабря 2010 года. Но, тем не менее, всех проблем это не решает.

«Я хочу особенно предостеречь предпринимателей от ухода в тень, за это предусмотрена уголовная ответственность. Сотрудники в такой организации не защищены должным образом, работодатель получает возможность манипулировать работником.

Тем не менее, есть и законные способы снижения страховых выплат, у нас, например, их разработано 24. Подчеркиваю, в их использовании нет криминала. Среди них такие способы, как использование при найме работника ученического договора, либо перевод наемных работников предприятия на работу по договору с индивидуальным предпринимателем гражданско-правового характера. В последнем случае расчет страховых взносов пойдет по упрощенной системе налогообложения.

Тем не менее, использование этих способов не спасает от проверок представителей пенсионного фонда и фонда социального страхования. Так что в договорах нужно отражать реальное положение дел – например, ученический договор должен предполагать действительное обучение сотрудника. И должны быть документы, подтверждающие это: материалы обучения, промежуточные итоги обучения и некий экзамен аттестация по итогам. Обучение должно быть внедрено в компании», – напомнила Н. Побойкина.

Председатель Новосибирского регионального отделения Ассоциации молодых предпринимателей России Александр Решетов попытался затронуть крайне актуальную проблему доступности кредитных ресурсов для начинающих предпринимателей. По его словам, существующие формы поддержки и суммы, выделяемые на один проект, крайне малы. Однако, в ходе завязавшейся дискуссии, решение найдено не было. Финансировать стартапы дело рискованное, поэтому ни банки, ни чиновники инициативу проявлять не готовы. Частично решить проблему может бизнес-инкубатор: наличие помещения и одобренного конкурсной комиссией бизнес-проекта у предпринимателя может стать для банка основанием рассмотреть кредитную заявку. Пока же молодые предприниматели пытаются искать деньги для финансирования своих проектов на свой страх и риск договариваясь о партнерстве с банками и инвесткомпаниями.

Руководитель направления малого бизнеса отделения Банка Интеза Ирина Михайлюк решения для стартапов не предложила, но рассказала о кредитовании предпринимателей под залог приобретаемой коммерческой недвижимости, о плюсах программ бизнес-ипотеки по сравнению с арендой и о тех возможностях, которые появляются у предпринимателя решившего взять такой кредит.

Президент Новосибирского клуба предпринимателей Владимир Макин подготовил выступление на тему «Роль предпринимательских объединений в решении проблем малого бизнеса: практика и результаты».

Он отметил, что большинство выступающих рассказывали о деньгах, деньгах кредитных, инвестиционных, государственных, партнерских. «Деньги – кровь для бизнеса. Но не все проблемы можно решить только с помощью денег, не все проблемы способно решить государство. Его обязанность создать площадку для игры и правила, рамки и границы нашей деятельности. Однако спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Проблемы предпринимателям можно и нужно решать совместно. Ведь часто, если у кого-то возник вопрос или проблема, у другого обязательно найдется ответ или решение, – очень образно начал свое выступление В. Макин. – Две составные части бизнеса – производство и сбыт. Наладив их, мы можем получать прибыль. Но, кроме этого, когда работаешь важно получать информацию: что делать, когда делать, какое решение принять. Скорость изменений на рынке растет, решения нужно принимать чаще, их все больше. Поэтому в предпринимательской среде важен обмен информацией, мнениями, опытом. Нашему объединению пять лет за эти пять лет, у нас были стартапы, новые проекты, мы пережили кризис, и, что интересно, успешно пережили. У многих появились новые направления бизнеса, новые проекты, потому мы в результате обмена опытом смогли объединить собственные ресурсы и обойтись даже без кредитов, – продолжал бизнесмен. – К сожалению, очень часто сами предприниматели не ищут информацию. Хотя, по нашему опыту общение внутри сообщества многократно увеличивает возможности предпринимателя найти нужную ему информацию. Мы не можем позволить себе много советников как крупные предприятия, мы можем стать советниками друг друга», – призвал собравшихся президент Новосибирского клуба предпринимателей.

Ольга Еренкова

Оригинал материала: http://epigraph.info/articles/-/nid/11709/id/32367/


Возврат к списку