Статья о семинаре В.Турова в Новосибирске "Правила снижения налогов"



Цель нашей компании - помочь бизнесменам России, используя законы и судебную практику, легально снизить налоги, обезопасить активы, защитить бизнес и создать основу для процветания и преуспевания.

25 Сентября 2010

Рубрика: консалтинг

25.09.2010, Эпиграф

15–16 сентября 2010 года в Новосибирске прошел практический семинар «Защита активов и минимум налогов. Игра по новым правилам». Ведущий семинара Владимир Туров дал свои рекомендации по оптимизации налогообложения, следуя которым можно обеспечить безопасность любого бизнеса от фискальной системы и возможных судебных процессов.
В своей работе я не опираюсь и не рассматриваю мнения кого-либо, в том числе выраженные в письмах ФНС РФ, адресованных отдельно взятым налогоплательщикам. Я предлагаю опираться на нормативную базу, имеющую хоть какую-то стабильность. В то же время, именно эти акты являются приоритетными над любыми мнениями, кем бы они ни были высказаны. Итак, есть «мнение». И есть «факт». Предлагаю опираться на факты, подтвержденные ниже перечисленными актами и судебной практикой:

  1. Конституцией.
  2. Федеральными конституционными законами.
  3. Кодексами.
  4. Федеральными законами.
  5. Постановлениями и определениями Конституционного суда.
  6. Постановлениями Пленума ВАС.
  7. Судебно-арбитражной практикой.
  8. Постановлениями Правительства.
  9. Нормативными актами, зарегистрированными в Минюсте.

Рассмотрим варианты построения взаимоотношений внутри группы компаний, при которых можно приблизиться практически к 100% законности и безопасности бизнеса. Подчеркиваю, это без учета явного «заказа» и тех сотрудников «органов», для которых закон не писан.

Как есть

Пожалуй, самым основным принципом, обеспечивающим безопасность любого бизнеса от фискальной системы и возможных судебных процессов, является простой принцип – работа «КАК ЕСТЬ». Это означает:

  1. Без искажений сути и характера сделок при их оформлении в первичной документации и бухгалтерских проводках.
  2. Оформление только тех операций, которые действительно имели место.
  3. Не прикрывать благообразными бумажками «сделки», направленные лишь на то, чтобы уйти от уплаты налогов. Сюда мы можем отнести любые формы обналички, подо что бы она ни делалась.
  4. В любой сделке должны присутствовать: Время, Место, Форма, Событие.

Соблюдение основных признаков нормального «лица»

Мой анализ судебно-арбитражной практики (сравнение выигранных налогоплательщиками дел с проигранными) показывает, что, чтобы уменьшить вероятность претензий со стороны фискальной системы (ФНС, ОБЭП, ОНП, прочих контролирующих органов), любое лицо должно соответствовать нижеследующим признакам самостоятельного (нормального, добросовестного) лица:

  1. Лицо должно иметь помещение в аренде или собственности, где оно ведет свою деятельность, направленную на извлечение прибыли.
  2. Иметь в штате персонал в количестве, достаточном для производства товаров и услуг.
  3. Иметь на балансе лица станки и оборудование, необходимые для производства продукции и /или оказания услуг.
  4. Иметь в собственности необходимую мебель, оргтехнику, без которой в наше время не обходится ни одна компания.
  5. Извлекать прибыль.

Документы

  • В договорах, особенно заключенных между взаимозависимыми и аффилироваными лицами, должен быть максимально четко прописан предмет договора.
  • Здесь же в договорах обязательно прописывайте ответственность сторон и в случае неисполнения условий договора покажите, что вы действуете в соответствии с нормами, прописанными в данном разделе.
  • Четко прописывайте обязанность сторон.
  • Дополнительно, кроме актов, по договорам оказания услуг рекомендую иметь: описание оказанных услуг, материальное подтверждение оказанной услуги, подтверждение со стороны сотрудников компании того, что услуга была оказана.
  • Из любой сделки по документам должна прослеживаться направленность на увеличение прибыли предприятия, увеличение эффективности работы компании, эффективности работы отдельных сотрудников и так далее. Причем речь идет именно о намерениях, а не о результате.
  • Естественно, первичные документы, особенно счета-фактуры, регистры (например, кассовая книга или книга продаж) должны быть оформлены в соответствии с законом и вестись в настоящем времени.

Документы при случайной (или неслучайной) связи с обнальными конторами

Какой-то «мудрый» парень ввел в наше законодательство термин «должная осмотрительность при выборе контрагента», который незаконно возлагает на лицо (руководителей организаций, предпринимателей) обязанность государственных органов по контролю за соблюдением законов нашими контрагентами.
Если предприятие случайно (или неслучайно) оказалось связанным с обнальными конторами и /или решило покончить со своим прошлым, то при возникновении проблем с правоохранительными органами желательно иметь следующие документы от этих контрагентов, свидетельствующие о должной осмотрительности при их выборе:

  • Заверенную «синей» печатью и подписью копию свидетельства о государственной регистрации лица.
  • Аналогично заверенную копию свидетельства о постановке на налоговый учет.
  • В идеале выписку из ЕГРЮЛ на данное лицо.
  • Правильно оформленную «первичку» (договоры, товарные накладные, счета-фактуры, акты и так далее), свидетельствующую о том, что товар действительно поставлялся, услуга действительно была предоставлена.
  • «Первичку», свидетельствующую о реализации товара (списании сырья в производство). Если это была «чистая» услуга (услуга по НК — это что-то, что не имеет материального выражения и производится, передается и потребляется сразу в момент производства), то в распоряжении фирмы должны быть какие-то свидетельства об оказанной услуге: буклеты, разработки, инструкции, планы, проекты и так далее.
  • Подтверждения со стороны сотрудников организации о реальных поставках или реально полученных услугах.
  • Номера телефонов и ФИО должностных лиц, с которыми ваша фирма связывалась при организации поставок или получении услуг.
  • Любые иные свидетельства, доказывающие, что была проявлена должная осмотрительность. Такие, как данные о посещении сайтов ФНС с целью проверки контрагентов, проверка действительности паспортных данных руководителей компании-поставщика, выписка из Протокола собрания учредителей поставщика о назначении директора, доверенность на представителя организации поставщика, дающая ему право подписывать от имени организации (обнальной конторы) договора на поставку и так далее.

У любой сделки должна быть разумная, экономически обоснованная цель, намерение. Иначе говоря, у любой сделки должна быть цель – создать ей (сделке) «соответствующие правовые последствия», к которым не относится снижение налогов, если это единственная цель. В следующей статье мы рассмотрим общие деловые цели (разумные хозяйственные цели) реорганизации и, соответственно, существования группы компаний в целом, а не просто ведение бизнеса в рамках одной организации.

В «Эпиграфе» № 25 мы приводили рекомендации Владимира Турова по законной оптимизации налогообложения в безопасности от фискальной системы и возможных судебных процессов. В этом номере рассмотрим общие положения по установлению деловых целей (разумных хозяйственных целей) реорганизации бизнеса.

У любой сделки должна быть разумная, экономически обоснованная цель, намерение. Иначе говоря, у любой сделки должна быть цель – создать ей (сделке) «соответствующие правовые последствия», к которым не относится снижение налогов, если это единственная цель. Понятие «деловая цель» уже давно присутствует в правоприменительной практике. См. определение ВАС РФ от 26 ноября 2007 г. № 15532/07, Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Итак, общие деловые цели (разумные хозяйственные цели) реорганизации и, соответственно, существования группы компаний в целом, а не просто ведение бизнеса в рамках одной организации:
1. Выведение из головной компании не профильных для нее видов деятельности, которые в то же время не являются основным видом деятельности компании, определенным ее Уставом и зафиксированным в ЕГРЮЛ. Например, фирма занимается оптовой торговлей программным обеспечением, но, чтобы привлечь клиентов, она вынуждена предоставлять сервис к продаваемому программному обеспечению. Сервис является сопутствующей услугой. Мы выводим сервис в отдельное предприятие.
2. Распределение бизнеса по видам деятельности, даже если все они являются доходными, высоко рентабельными и ОСНОВНЫМИ. Неразумно смешивать услугу по обслуживанию оргтехники с продажей автотранспортных средств и строительством и продажей элитного жилья, и еще и организацией концертов звезд эстрады. Для каждого из этих видов деятельности нужны не только свои узкоспециализированные специалисты, но и управленческий персонал, обладающий абсолютно разными навыками, связями, и даже привычками.
3. Распределение бизнеса по региональному признаку. Конечно, можно открыть филиал или представительство. Но можно создать и новое лицо (ООО, ЗАО, ОАО, ИП), тем более что часто создание нового лица связано с новыми учредителями, большей ответственностью за результаты, большей мотивацией работать и извлекать прибыль.
4. Распределение бизнеса по видам деятельности, но уже с точки зрения увеличения ответственности, заинтересованности и мотивации первых лиц созданных компаний, а соответственно возможной прибыли группы компаний в целом. Например, ответственность Управляющего ООО за результаты его деятельности, по определению, выше, чем ответственность гендиректора. Первый может отвечать всем своим имуществом и может нести полную материальную ответственность за любые убытки управляемой компанией. Второй работает по правилам трудового кодекса. Попробуйте его заставить продать свою квартиру, если он, с его точки зрения, «случайно» угробил компанию. Вас посадят за эти попытки, объявив их вымогательством.
5. Распределение бизнеса по типам потребителей: опт отдельно от розницы; крупные покупатели-оптовики отдельно от мелкооптовых покупателей; потребители, которым нужен НДС, отдельно от потребителей, которым не нужен НДС к вычету и так далее.
6. Вывод из головной компании «обслуживающих» основной вид деятельности и видов деятельности, которые являются однотипными для всех фирм группы компаний, в целях экономии заработной платы, должностных единиц, единого центра учета документации, единого центра контроля финансовых и товарных потоков и так далее. Примеры: очень сложно найти и обучить специалиста по подбору высокопродуктивных людей, нацеленных на результат и способных работать без внешнего контроля. Такой специалист по человеческим ресурсам на вес золота. Что ж, в таком случае он будет работать в аутсорсинговой компании, которая будет нанимать персонал для всех лиц группы компаний. Или специалист по кадровому делопроизводству, он также будет работать в аутсорсинговой компании, т. к. глупо держать кадровика в каждой фирме. В конце концов, по старым добрым нормам Минтруда 1, кадровик рассчитан на 2000 сотрудников, т. е., учитывая современные методы ведения кадровых дел, один специалист, чтобы быть занятым и отрабатывать свою зарплату, должен успевать вести кадровые дела не менее 2000 сотрудников. Аналогично с работой бухгалтеров, специалистов по оргтехнике, специалистов по работе с сайтами и так далее.
7. Защита от рейдерства не только со стороны бандитов, но и государственных чиновников, прежде всего. Даже наши президенты признали, что проверяющие органы в лице чиновников различных мастей не ставят своей целью оказание помощи бизнесмену в ведении его дел. И будет очень разумно вывести (по возможности) ключевые активы на лицо (лиц), не связанных со сторонними контрагентами и не занимающихся коммерческой деятельностью, вступая в отношения со сторонними организациями, не входящими в группу компаний. Здесь особо обосновывать нечего.
8. Законная экономия на налогах. Напоминаю, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС № 53 экономия на налогах не может быть единственной деловой целью. Но экономия на налогах может быть деловой целью наряду с другими разумными хозяйственными и деловыми целями.
9. Отделение производства товаров от конечной реализации товаров; отделение реализации товаров от реализации и предоставления услуг; разделение работ и производства; разделение услуг и производства и так далее. Примеры можно привести по аналогии с вышеизложенными примерами.
10. Разделение функций «головы» компании, группы компаний. В соответствии с ФЗ «Об ООО» (аналогично см. ФЗ «Об Акционерных обществах») функции учредителей (создателей) и акционеров любого бизнеса сильно отличаются от функций исполнительных органов юридического лица. Часто функции Учредителя вынуждают его разрабатывать целый пакет оргполитики (правила, законы и технологии, используемые в бизнесе) и внедрять посредством обучения персонала данную оргполитику в бизнесе, затрачивая на это столько усилий и времени, что это автоматически попадает под разряд услуг, за которые на рынке берут немалые деньги. И в самом деле, заказывая услугу на рынке по постановке системы управления, нацеленности на продукты или, например, заказывая внедрение системы ИСО 9001, бизнесмен часто платит сотни тысяч долларов. Почему же в таком случае владелец, обладающий немалым опытом и знаниями, должен затрачивать сотни часов своего драгоценного времени, предоставляя свои услуги бесплатно фирмам, которые ему принадлежат лишь частично (при наличии других учредителей и акционеров). Логично брать за свои услуги рыночную плату, зарегистрировав себя в качестве ИП на УСН-6%.
11. Точно так же обстоит дело с разработками, товарными знаками, любым ноу-хау, на которые есть авторские права. Это так же может быть выведено в отдельное юридическое лицо (в том числе в целях безопасности и сохранения этого ноу-хау), и это лицо может и обязано брать рыночную плату (в виде роялти) за использование своих авторских прав.
Вышеприведенный перечень в силу обычаев и правил делового оборота не является исчерпывающим и закрытым. Каждый бизнесмен, учитывая специфику именно своего бизнеса, имеет полное право расширить данный перечень деловых целей.

Владимир Туров, учредитель ЮК «Туров и партнеры»

http://epigraph.info/articles/-/nid/11700/id/32033/


Возврат к списку