Серия "Белый бизнес". Часть 3. Деловые цели функционирования лиц (организаций и ИП)



Цель нашей компании - помочь бизнесменам России, используя законы и судебную практику, легально снизить налоги, обезопасить активы, защитить бизнес и создать основу для процветания и преуспевания.

21 Сентября 2010

Автор: В.Туров

Несколько слов о целях людей. Есть люди (и их подавляющее большинство), которые считают, что прежде чем они будут что-то иметь (деньги, уважение, поддержку со стороны окружения), нужно что-то отдать, что было ценным для потребителя, директора, кого угодно.

А есть люди, которые считают, что они должны иметь ВСЁ, за то, что они «есть» или у них есть звание, или «кресло» или красивая бирка на дверях кабинета. И именно эти люди очень негативно относятся к любым действиям со стороны налогоплательщиков, пытающихся снизить налоговое бремя, даже если это абсолютно законно. Именно они придумывают путанные, жесткие законы, которые невозможно понять, направленные на ограничение законных прав по снижению налогового бремени. Это просто страх и явно выраженная неспособность производить что-то ценное, за что бы предприниматель с удовольствием платил налоги. А раз так – налоги надо брать силой, запугиванием, угрозами наказания.

Но есть другая сторона медали – социальная ответственность любого гражданина за процветание тех людей, которые несут на себе более важную общественную функцию (более важную, нежели производство материальных благ для общества). Это деятели искусства, литераторы, ученые, учителя, врачи. Именно на поддержание этих людей посредством бюджета и уходят наши налоги. Конечно, наши налоги тратятся еще и на сотрудников спецслужб, психиатрию, борьбу с «терроризмом» и так далее. Но вот в чем проблема, чем больше денег мы туда платим, тем хуже они работают.

Вывод – налоги платить надо и только после этого спрашивать со слуг народа за результаты их службы.

Так как любое лицо (напоминаю, лицом по НК считается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, с которого можно взять какие-то налоги) создается для чего-то, для каких-то целей. И единственной целью не может быть полный или частичный уход от налогов (напомню о нашей социальной ответственности).

Общие положения

Должна четко прослеживаться коммерческая цель функционирования организации, коммерческая цель договоров и сделок. У любой сделки должна быть разумная, экономически обоснованная цель, намерение. Иначе говоря, у любой сделки должна быть цель – создать ей (сделке) «соответствующие правовые последствия», к которым не относится снижение налогов, если это единственная цель. Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской сделкой, является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Понятие «деловая цель» уже давно присутствует в правоприменительной практике. Смотри Определение ВАС РФ от 26 ноября 2007 г. N 15532/07, Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53.

Сформулированная судами высшей инстанции концепция деловой цели активно применяется судами. Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 2 августа 2005 г. по делу N Ф09-3217/05-С7 указал: «Деловой целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная цель, а не налоговая экономия». Наличие (отсутствие) деловой цели сделки можно установить, ответив на вопрос: «Зачем заключается данная сделка?», «Для чего создана эта компания?» Однако зачастую деловая цель конкретной сделки, существования компании может оказаться не столь очевидной, поэтому в суде придется доказывать ее наличие.

Итак, общие деловые цели (разумные хозяйственные цели) реорганизации и, соответственно, существования группы компаний в целом, а не просто ведение бизнеса в рамках одной организации:

  • Выведение из головной компании не профильных для нее видов деятельности, которые в тоже время не являются основным видом деятельности компании, определенным ее Уставом и зафиксированным в ЕГРЮЛ (смотри выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП). Примеры: фирма занимается оптовой торговлей программным обеспечением, но чтобы привлечь клиентов, она вынуждена предоставлять сервис к продаваемому программному обеспечению. Сервис является сопутствующей услугой. Мы выводим сервис в отдельное предприятие. Или фирма производит мебель, перевозит ее потребителям собственным транспортом и еще оказывает услуги сторонним лицам по транспортной перевозке грузов. Аналогично – транспортная услуга не является основным видом деятельности головной компании, а лишь мешает этой основной деятельности (усложняет учет и отчетность, усложняет правильное выявление уровня рентабельности по видам деятельности, усложняет оценку качества работы управленческого персонала и его ориентированность на достижение основных целей компании и так далее). Мы выводим транспорт в «отдельное лицо».
  • Распределение бизнеса по видам деятельности, даже если все они являются доходными, высоко рентабельными и ОСНОВНЫМИ. Неразумно смешивать услугу по обслуживанию оргтехники с продажей автотранспортных средств, со строительством и продажей элитного жилья, и еще и организацией концертов звезд эстрады. Для каждого из этих видов деятельности нужны не только свои узкоспециализированные специалисты, но и управленческий персонал, обладающий абсолютно разными навыками, связями и даже привычками.
  • Распределение бизнеса по региональному признаку. В том числе распределение, разделение основного вида деятельности по региональному признаку. Конечно, можно открыть филиал или представительство. Но можно создать и новое лицо (ООО, ЗАО, ОАО, ИП), тем более, что часто создание нового лица связано с новыми учредителями, большей ответственностью за результаты, большей мотивацией работать и извлекать прибыль.
  • Распределение бизнеса по видам деятельности, но уже с точки зрения увеличения ответственности, заинтересованности и мотивации первых лиц созданных компаний, а соответственно возможной прибыли группы компаний в целом. Примеры: ответственность Управляющего ООО за результаты его деятельности по определению выше, чем ответственность генерального директора. Первый может отвечать всем своим имуществом и может нести полную материальную ответственность за любые убытки управляемой компанией. Второй работает по правилам трудового кодекса. Попробуйте его заставить продать свою квартиру, если он, с его точки зрения, «случайно» угробил компанию. Вас посадят за эти попытки, объявив их вымогательством. Или мотивация у директора продающей компании (например, Агента) выше, чем у начальника отдела продаж. Выше и с точки зрения статуса, и с точки зрения самостоятельности в принятии решений, да и ответственность выше.
  • Распределение бизнеса по типам потребителей: опт отдельно от розницы; крупные покупатели-оптовики отдельно от мелкооптовых покупателей; потребители, которым нужен НДС, отдельно от потребителей, которым не нужен НДС к вычету и так далее. Логика проста: один менеджер по продажам великолепно совершает мгновенные сделки, но он падает в апатию, если ему приходится вести клиента к подписанию контракта месяцами. Один в силу своего общественного статуса великолепно общается с крупными оптовиками и VIP-клиентами и просто теряется, продавая услугу старушке. И еще: VIP-клиент (владелец крупной строительной компании) не должен сидеть в одном зале на одинаковом стуле с покупателем-монтажником пришедшим купить прерыватели для дачи, где он делает электропроводку. Или зачем платить НДС, налог на прибыль и прочие налоги, если все ваши потребители не нуждаются в НДС к вычету и закон разрешает продавать им товар, используя главу 26.2. НК (Упрощенная система налогов) или обязывает вас применять ЕНВД (глава 26.3. НК). Здесь реально, на самом деле, существуют десятки вариантов обоснования распределения бизнеса по типам потребителей.
  • Вывод из головной компании «обслуживающих» основной вид деятельности и видов деятельности, которые являются однотипными для всех фирм группы компаний, в целях экономии заработной платы, должностных единиц, единого центра учета документации, единого центра контроля финансовых и товарных потоков и так далее. Примеры: очень сложно найти и обучить специалиста по подбору высокопродуктивных людей, нацеленных на результат и способных работать без внешнего контроля. Такой специалист по человеческим ресурсам на вес золота. Что ж, в таком случае он будет работать в аутсорсинговой компании, которая будет нанимать персонал для всех лиц группы компаний. Или специалист по кадровому делопроизводству, он так же будет работать в аутсорсинговой компании т.к. глупо держать кадровика в каждой фирме. В конце концов, по старым добрым нормам Минтруда один кадровик рассчитан на 2000 сотрудников, т.е. учитывая современные методы ведения кадровых дел, один специалист, чтобы быть занятым и отрабатывать свою зарплату, должен успевать вести кадровые дела не менее 2000 сотрудников. Аналогично с работой бухгалтеров, специалистов по оргтехнике, специалистов по работе с сайтами и так далее.
  • Защита от рейдерства не только со стороны бандитов, но и государственных чиновников, прежде всего. Даже наши Президенты признали, что проверяющие органы в лице чиновников различных мастей не ставят своей целью оказание помощи бизнесмену в ведении его дел. И будет очень разумно вывести (по возможности) ключевые активы на лицо (лиц), не связанных со сторонними контрагентами и не занимающихся коммерческой деятельностью, вступая в отношения со сторонними организациями, не входящими в группу компаний. Здесь особо обосновывать нечего.
  • Законная экономия на налогах. Напоминаю, что в соответствие с Постановлением Пленума ВАС № 53, экономия на налогах не может быть единственной деловой целью. Но экономия на налогах может быть деловой целью наряду с другими разумными хозяйственными и деловыми целями.
  • Отделение производства товаров от конечной реализации товаров; отделение реализации товаров от реализации и предоставления услуг; разделение работ и производства; разделение услуг и производства и так далее. Примеры можно привести по аналогии с вышеизложенными примерами.
  • Разделение функций «головы» компании, группы компаний. В соответствие с ФЗ «Об ООО» (аналогично смотри ФЗ «Об Акционерных обществах» функции учредителей (создателей) и акционеров любого бизнеса сильно отличаются от функций исполнительных органов юридического лица. Часто функции Учредителя вынуждают его разрабатывать целый пакет оргполитики (правила, законы и технологии, используемые в бизнесе) и внедрять посредством обучения персонала данной оргполитике в бизнесе, затрачивая на это столько усилий и времени, что это автоматически попадает под разряд услуг, за которые на рынке берут немалые деньги. И в самом деле – заказывая услугу на рынке по постановке системы управления, нацеленности на продукты или, например, заказывая внедрение системы ИСО 9001 бизнесмен платит часто сотни тысяч долларов. Почему же в таком случае владелец, обладающий немалым опытом и знаниями должен затрачивать сотни часов своего драгоценного времени предоставляя свои услуги бесплатно фирмам которые ему принадлежат лишь частично (при наличии других учредителей и акционеров). Логично брать за свои услуги рыночную плату, зарегистрировав себя в качестве ИП на УСН-6%.
  • Точно так же обстоит дело с разработками, товарными знаками, любым НОУ-ХАУ, на которое есть авторские права. Это так же может быть выведено в отдельное юридическое лицо (в том числе в целях безопасности и сохранения этого НОУ-ХАУ) и это лицо может и обязано брать рыночную плату (в виде роялти) за использование своих авторских прав.

Выше приведенный перечень в силу обычаев и правил делового оборота не является исчерпывающим и закрытым. Каждый бизнесмен, учитывая специфику своего бизнеса, имеет полное право расширить данный перечень деловых целей.


С уважением, Владимир Туров


Возврат к списку