Налоговый контроль - перспективы 2016 года (часть 1)



Цель нашей компании - помочь бизнесменам России, используя законы и судебную практику, легально снизить налоги, обезопасить активы, защитить бизнес и создать основу для процветания и преуспевания.

Налоговый контроль - перспективы 2016 года (часть 1)
18.11.2015

« На пороге 2016 год. Давайте посмотрим, дорогие налогоплательщики, что мы с вами имеем на сегодня и как жить дальше.



С 2014 г. нас стали приучать сдавать декларации в налоговую в электронном виде. И только мы с вами к этому привыкли, как наступил 2015 г. и от нас потребовали сдавать декларации по НДС с информацией, содержащей данные из книг покупок и продаж. И теперь, данные, поступающие от нас содержат информацию о поставщиках, покупателях, суммах сделок и суммах НДС. Программа АСК НДС-2 позволяет анализировать эти данные и выявлять несоответствия. И многие из вас уже получили запросы из налоговой с просьбой пояснить несовпадение данных с вашими контрагентами.

В проекте - сдавать в налоговую еще и счет-фактуры, чтобы видно было какой товар отгружали, либо какие работы и услуги выполняли. То есть теперь все операции стали прозрачны. И проблемы не стыковки, которые раньше всплывали только в случае выездной проверки, теперь могут быть выявлены в процессе камеральной проверки.

И все мы понимаем, что способы снижения налогов «старыми способами» - устарели и стали опасны. Также расширились основания для ареста расчетного счёта. В соответствие со ст.76 НК РФ., теперь к таковым фактически относится неполучение любого письма налогового органа или отсутствие на месте сотрудников компании во время визита инспектора.

Плюс, налоговикам дали возможность проводить скрытые мероприятия налогового контроля. Это следует из ст. 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках» НК РФ и Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ". Теперь налоговые органы могут запрашивать документы с размытой формулировкой «возникла необходимость», а потом использовать полученные данные как доказательство.

В соответствие с п.45 раздела «Рассмотрение материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля» Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, «При исследовании и оценке представленной налоговым органом доказательственной базы по налоговым делам судам надлежит исходить из того, что материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки (пункт 4 статьи 101 НК РФ) или при осуществлении производства по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (пункт 7 статьи 101.4…». И у нас в практике уже было такое, когда налоговики приобщали к материалам дела доказательства из уголовного дела. Только парадокс: уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступлени, а судья, игнорируя этот факт, вынес решение не в пользу налогоплательщика. То есть, мы говорим о том, что сотрудничество правоохранительных и налоговых органов растёт.

Плюс следователям дали с 2015 г. право заводить уголовные дела по налоговым преступлениям вне зависимости была налоговая проверка или нет. А раньше они это делали по просьбе налоговиков, если сумма недоимки составляла 2 млн.руб. и выше (ст.199 УК). И это шаг- назад в прошлое и к ещё большей коррупции.

Также наблюдаем расширение практики по привлечению руководителей налогоплательщика к уголовной ответственности по ст.199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов». Это когда налогоплательщику доначислена недоимка в ходе налоговой проверки, а он, дабы не платить, начинает выводить имущество на подконтрольные организации, писать письма покупателям с просьбой заплатить остаток задолженности не ему, а третьему лицу, когда третье лицо платит за этого налогоплательщика, например, поставщику. Такие действия расцениваются правоохранительными органами как увод активов от взыскания, и сроки здесь серьёзные- до 5 лет лишения свободы.

Также налоговики уже начали применять нормы п.п.2 п.2 ст.45 «Исполнение обязанности по уплате налога или сбора» НК и стали взыскивать налоги с реальной компании стоящей в цепочке и являющейся выгодоприобретателем всей схемы. То есть, налогоплательщику доначислена недоимка, а он зарегистрировал новую компанию, перевёл туда весь свой персонал, заключил договоры с теми же покупателями (написав письмо от строй компании, чтоб теперь покупатели работали с новой компанией), юридический адрес остался прежним, сайт, телефоны - теми же, поставщики –прежними. И налоговики начали взыскивать недоимки по долгам старой компании с новой, и такая практика растёт. Это нашумевшее дело ООО «Королевская вода»: Арбитражный суд Московского округа Постановление от 31.10.2014г. по делу А40-28598/13. Аналогичные дела: АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 июля 2015 г. по делу N А40-153792/14 ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 14 сентября 2015 г. N 306-КГ15-10508.

Перспективы 2016 г- ликвидация «обнала» будет продолжаться: В соответствии с п.4.4 №67-ФЗ от 30.03.2015 г. инспекторы вправе будут приостановить реорганизацию, ликвидацию или внесение изменений в учредительные документы на месяц, если у них возникнут подозрения. Также инспекторам дадут право в реестре отмечать недобросовестные компании.

Также с 2016 года налогоплательщики будут в особом порядке менять юридические адреса. Миграция компании будет сильно затруднена, а также избавление от старых компаний станет в разы тяжелее. Теперь сначала в инспекцию надо будет подать сведения о том, что компания приняла решение о переезде в другое место, и документы, которые подтверждают, что организация вправе пользоваться новым помещением. Налоговики в ЕГРЮЛ далее делают специальную запись о том, что компания намерена сменить адрес, а затем у налоговиков будет 20 календарных дней, чтобы проверить, не является ли данный переезд фиктивным. Только потом компания может подать документы непосредственно на изменение адреса.

Также существует законопроект о подключении наших кассовых аппаратов онлайн к налоговой. Эта система успешно была обкатана в 2015 г.в нескольких регионах. Соответственно, продавцов, применяющих ЕНВД и патентную систему опять обяжут применять ККТ.

И это еще не все... Продолжение читайте в "Налоговый контроль - перспективы 2016 года (часть 2)"»

Наталья Побойкина