Налоги прогрессируют



Цель нашей компании - помочь бизнесменам России, используя законы и судебную практику, легально снизить налоги, обезопасить активы, защитить бизнес и создать основу для процветания и преуспевания.

Налоги прогрессируют
18 Августа 2011

По материалам http://www.gazeta.ru/financial/2011/08/18/3736921.shtml

ТЕКСТ: ОЛЬГА ТАНАС, АЛЕКСЕЙ ТОПАЛОВ, ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВА

ФОТО: THINKSTOCK/FOTOBANK.RU

18.08.2011

"Стратегия-2020" снизит налоги для бедных и повысит для "Газпрома"

Правительственная «Стратегия-2020» снизит налоги для бедных и поднимет для «Газпрома». Эксперты предлагают распространить прогрессивное налогообложение на весь сырьевой сектор, ввести налог на дополнительный доход для нефтяников, не увеличивать ставку страховых взносов до 2020 года и сократить перечень налоговых льгот.

Рабочий вариант «Стратегии-2020» (есть в распоряжении «Газеты.Ru») уже направлен в правительство для получения оценок Минфина, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития.

Существующая в России налоговая система несовершенна, нестабильна, зависима от цен на нефть, признают авторы доклада: почти половину налоговых поступлений – 46,5% федерального бюджета – формирует сырьевой сектор.

Если цены на нефть упадут, властям будет сложно найти деньги на выполнение обязательств, которые в предвыборный год увеличились. Только объявленный рост затрат на вооруженные силы увеличит бюджетные расходы на 5–5,5% ВВП, а расходы на инновационное развитие – на 3–4% ВВП. При этом пенсионная система остается несбалансированной, что требует дополнительных отчислений бюджета в Пенсионный фонд. Низкие цены на нефть не оставят альтернативы – придется увеличить налоговую нагрузку, которая и сейчас находится на высоком уровне – 32,4% ВВП.

Но странам с развивающимися рынками высокие налоги «не позволяют достичь конкурентных преимуществ, компенсирующих технологическое и институциональное отставание, и в конечном итоге консервирует неразвитость рынков, их слабую включенность в мировую торговлю и международное разделение труда», подчеркивается в докладе.

Правительственные эксперты предлагают несколько мер по изменению налоговой политики.

Во-первых, изымать дополнительные доходы всего сырьевого сектор в пользу государства: для этого необходимо распространить прогрессивное налогообложение, действующее в нефтяной отрасли, и на газ, частично на уголь, калий, металлы и другое сырье в соответствии с мировыми ценами, но с учетом специфики рынков конкретных товаров.

В газовой отрасли целесообразно ввести прогрессивную ставку НДПИ, привязанную к внутренней цене на газ (в 2012–2014 годы это принесет в бюджет 150–186 млрд рублей, а в 2015–2020 годы – 0,3–0,5% ВВП), а также ставку экспортной пошлины. «Правительство хочет увеличить поступления от газового сектора: сейчас газовики платят около 20% от выручки. В нефтяной отрасли этот показатель превышает 50%. Новые предложения для газовых компаний, безусловно, негатив», – говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов.

В «Газпроме» не прокомментировали «Стратегию-2020». В металлургических компаниях отказались от комментариев, «пока предложения находятся на стадии согласования».

Для нефтяников следует ввести налог на дополнительный доход (НДД), считают авторы доклада: тогда налоговая нагрузка на компании будет различаться в зависимости от условий добычи нефти. Начальный этап разработки новых месторождений требует крупных инвестиций, которые могут окупиться лишь в будущем. Но НДПИ нефтяникам приходится платить сразу, как только была добыта первая тонна.

«Такая система налогообложения отягощает, – объясняют в «ЛУКойле». – А НДД будет взиматься с дохода от реализации нефти». По словам представителя «ЛУКойла», из-за существующего подхода к налогообложению многие месторождения нерентабельны. «Замена налога на добычу налогом на дополнительный доход позволит ввести в строй и эти месторождения», – говорит представитель «ЛУКойла», добавляя, что «все нефтяники лоббируют переход к НДД, но предлагают называть его налогом на финансовый результат».

Ранее глава «Газпром нефти» Александр Дюков говорил, что новый налог поможет сделать налогообложение более гибким, а действующая система делает коммерчески неэффективным для освоения 20–30% запасов.

Приоритетом налоговой политики на следующее десятилетие должно стать изменение структуры налоговых поступлений в бюджет и увеличение налогов на потребление.

Ставки акцизов на алкоголь и табак необходимо индексировать опережающими методами, согласны с Минфином правительственные эксперты. Необходимо также изменить систему страховых взносов: снижения общей ставки с 34% до 30% в 2012–2013 годы недостаточно, следует сохранить ее на таком уровне и после окончания двухлетнего периода, советуют соавторы «Стратегии-2020».

«Увеличение налоговой нагрузки на труд противоречит общемировой тенденции, когда для повышения конкурентоспособности экономики налоговая нагрузка на труд и капитал снижается, а на потребление – увеличивается», – объясняется в докладе.

Власти должны отказаться от предоставления налоговых льгот, не оценив их влияния. Кроме того, новые налоговые льготы надо будет согласовывать с бюджетными проектировками, которые основаны на пессимистичных прогнозах. Для развития малого бизнеса целесообразно отказаться от упрощенной системы налогообложения и перейти к налогу на реальные денежные потоки.

Изменения могут коснуться и налогов для граждан. Плоская шкала подоходного налога сохранится (сейчас ставка составляет 13%), но разумно увеличить необлагаемый налогом минимум до уровня, сопоставимого с МРОТ (с 1 июня 2011 года он составляет 4611 рублей), говорится в докладе. Сейчас минимальный налоговый вычет составляет 400 рублей. Потери консолидированного бюджета от повышения необлагаемого минимума составят около 0,3% ВВП.

«Здесь задача была не наполнить бюджет, а увеличить прогрессивность налогообложения. Сделать это можно, увеличив налоги для богатых или снизив для бедных. Если вычет будет увеличен, то с низких доходов уплачивается меньший налог», – объясняет заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров.

Предлагается ввести прогрессивное налогообложение и по налогу на недвижимость (объединит налог на землю и на недвижимое имущество). Как и подоходным налогом, прогрессивность можно достичь вычетом, то есть облагаться налогом будет недвижимость, например, свыше 8 или 12 квадратных метров.

Но, по словам Назарова, пока нет консенсуса, что принимать за величину – метраж жилья или его рыночную стоимость. «Пока налоговики предлагает оцифровать все данные БТИ, потом провести независимую оценку недвижимости, а потом на ее основе взимать налог, сохраняя либо вычеты, либо льготы. Но, при всей правильности этих действий, затраты огромные, а поступлений не очень много», – говорит Назаров.

По словам эксперта, какую величину принимать за основу измерения, решать должные региональные власти, а «центр должен лишь прописать общую схему и указать минимальную ставку»: «В каких-то селах рыночных сделок никогда и не было – глупо вызывать оценщика, чтобы он оценил рыночную стоимость. Гораздо логичнее по метражу».

В целом предложения обеспечат «снижение или по крайней мере неувеличение налогового бремени на бизнес при более эффективном изъятии рентных доходов», заключают соавторы «Стратегии-2020».