Выездные проверки в 2011 году (часть2)



Цель нашей компании - помочь бизнесменам России, используя законы и судебную практику, легально снизить налоги, обезопасить активы, защитить бизнес и создать основу для процветания и преуспевания.

Выездные проверки в 2011 году (часть2)
3 Марта 2011

По материалам Buhgalteria.ru

Е. Ирхина, редактор-эксперт

03.03.2011

Обилие контролирующих органов и передел их полномочий может запутать кого угодно. Попробуем разобраться, когда, перед кем и за какой период нужно было отчитаться, и кто какие документы может проверить.

Первую часть статьи "Выездные проверки в 2011 году" читать здесь

Проверка страховых взносов в составе ЕСН

С 1 января 2010 года расчеты по страховым взносам нужно представлять в территориальные органы ПФР и ФСС (подп. 3 п. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ). Расчеты по пенсионным взносам в теле ЕСН за период 2009 года и ранее должны быть представлены в ФНС России (письмо ФНС России от 16 сентября 2009 г. № ШС-22-3/717@).

Так как же выглядит взаимодействие ФНС России и Пенсионного фонда России на практике?

Как уже было сказано, ФНС России контролирует уплату ЕСН, проводя камеральные и выездные проверки. Если ревизоры найдут задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, они передают сведения о сумме этой задолженности и подтверждающие документы территориальному органу ПФР.

На основании полученных от ФНС России документов Пенсионный фонд выносит решение: привлекать или не привлекать плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Примечание: Минфин России в письме от 14 июля 2008 г. № 12-07-07/2733 запрещает ФНС России самостоятельно выставлять решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства об уплате страховых взносов на основании того, что эти полномочия не входят в компетенцию службы.

Итак, в полномочия налоговой службы входит: проведение проверки, сбор доказательств правонарушения, составление акта проверки, предоставление информации по результатам проверки в Пенсионный фонд. Для реализации последней обязанности сотрудники ФНС России направляют в ПФР документы, касающиеся уплаты пенсионных взносов, и подписанный акт проверки (или его часть). Сотрудники Пенсионного фонда могут участвовать в рассмотрении материалов проверок по запросу ФНС России, в части правильности исчисления и своевременности уплаты ЕСН (письмо ПФР № АД-30-24/9291, ФНС России № ММВ-22-2/422@ от 31 августа 2010 г.). Налогоплательщик может обжаловать акт проверки в течение 15 дней со дня его вручения или отправления по почте.

На основании полученных документов сотрудники Пенсионного фонда наделены полномочиями вынести решение о привлечении (об отказе в привлечении) плательщика страховых взносов к ответственности. Копию принятого решения ПФР направляет в налоговую службу в течение двух дней с даты вступления его в силу.

Взыскание недоимки, пеней и штрафов по пенсионным взносам относится к компетенции ПФР (п. 6 часть 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ). Для этого по результатам вынесенного решения сотрудники ПФР направляют плательщику требование об уплате. Погасить обязательства необходимо до истечения срока, указанного в требовании.

Права и обязанности

По закону ревизоры могут зайти на вашу территорию, предъявив служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) органа контроля за уплатой страховых взносов о проведении выездной проверки вашего предприятия (п. 1 ст. 36 Закона № 212-ФЗ).

Закон допускает воспрепятствование доступу контролеров. Тогда руководитель проверяющей группы составляет акт, вы его подписываете, а если не подписываете, это зафиксируют в акте; после этого орган контроля определит сумму страховых взносов, подлежащих уплате, самостоятельно по имеющимся у него данным или по аналогии (п. 2 ст. 36 Закона № 212-ФЗ).

Примечание: войти в жилое помещение должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов, проводящие выездную проверку, помимо или против воли проживающих там физических лиц не имеют права. Исключение из этого правила касается только случаев, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (п. 3 ст. 36 Закона № 212-ФЗ).

Полномочия работников ПФР и ФСС при проверке уплаты страховых взносов определены статьей 29 Закона № 212-ФЗ.

Ревизоры запрашивают бумаги, необходимые для проверки, предъявив требование о представлении документов. Форма его утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н (п. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

Отдавать контролерам оригиналы первичных документов не нужно, достаточно подписанных руководителем (или иным уполномоченным лицом) и заверенных печатью фирмы копий. В то же время нельзя лишать проверяющих права посмотреть оригиналы, если это необходимо (п. 2, 4 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

Вы обязаны представить «первичку» в течение 10 дней с даты запроса или в тот же день письменно уведомить проверяющих о том, что требование исполнить в указанные сроки невозможно, а также назвать причины и срок, в течение которого вы можете представить требуемые документы. В течение двух дней со дня получения вашего уведомления руководитель органа контроля продлевает сроки представления или отказывает в продлении (п. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

За отказ или непредставление в установленный срок требуемых документов или их копий наказывают штрафом в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

В свою очередь незаконные действия контролеров из ПФР можно обжаловать в соответствии с нормами главы 7 Закона № 212-ФЗ.

По результатам выездной проверки сотрудники территориальных органов ПФР и ФСС составляют справку. На оформление акта проверки законодательство отводит контролерам два месяца со дня ее составления (п. 2 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

В течение пяти дней с даты подписания акт должны выдать вам под расписку или иным способом, позволяющим определить дату получения. Если проверяющие посчитают, что вы уклоняетесь от получения, это зафиксируют в акте проверки и направят его заказным письмом по почте в адрес места нахождения фирмы или места жительства человека. В последнем случае датой вручения акта проверки будет считаться шестой день со дня почтового отправления (п. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

Не согласен!

В случае несправедливых претензий контролеров вы можете обжаловать их решение. Для этого нужно подать письменное возражение на акт проверки в целом или на отдельные его положения в течение 15 дней со дня получения (п. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). К возражению можно приложить документы или их копии, которые подтвердят обоснованность ваших возражений.

Акт проверки и другие материалы, включая ваши письменные возражения, рассматривает руководитель органа контроля или его заместитель (п. 1 ст. 39, п. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Он обязан известить вас о времени и месте рассмотрения материалов проверки, так как вы имеете право участвовать в этом процессе на основании пункта 3 статьи 39 Закона № 212-ФЗ (п. 2 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Примечание: отсутствие письменных возражений лица, в отношении которого проводилась проверка, не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки (п. 4 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

В то же время ваше отсутствие не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, а также для вынесения решения.

Какие документы проверят

В помощь ревизорам из Пенсионного фонда утвержден Примерный перечень документов, на основании которых может быть осуществлена проверка (приложение 1 к Методическим рекомендациям по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утв. постановлением ПФ РФ от 30 января 2002 г. № 11п).

В перечень включены следующие бумаги:

– учредительные документы организации;

– штатное расписание организации, список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;

– информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации;

– списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;

– расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;

– лицевые счета работников;

– кассовые документы;

– банковские документы;

– договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (с актами приема-сдачи работ);

– приказы (о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора и др.);

– трудовые книжки работников;

– личные карточки формы Т-2;

– табель учета рабочего времени;

– документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда;

– карточки налогоплательщика;

– при необходимости другие документы.

Обратите внимание на то, что перечень документов примерный, ревизоры могут запросить любые другие бумаги, прямо или косвенно связанные с уплатой страховых взносов.

Территориальные органы ФСС будут опираться на Федеральный закон № 255-ФЗ и Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденные постановлением ФСС РФ от 7 апреля 2008 г. № 81.

В пункте 57 этих указаний определена обязанность проверить правильность определения заработка, из которого исчисляются пособия, и установить:

– виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда, действующей в организации;

– правильность определения расчетного периода, за который исчисляется средний заработок;

– правильность определения среднего дневного заработка;

– правильность определения размера дневного пособия;

– правильность исчисления страхового стажа.

В связи с этим сотрудники ФСС могут запросить те же документы, что и проверяющие из ПФР. Для проверки пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам ревизоры запросят листки нетрудоспособности (п. 60 Методических указаний № 81).

До того как вам станет известно о выездной проверке, вы можете проверить сами, в порядке ли внутренний документооборот, все ли необходимые заявления и приказы на месте, и при необходимости восстановить их.

Планы могут измениться

План-график совместных выездных проверок утверждается совместным приказом руководителей территориального органа ПФР и ФСС, они же определяют длительность выездной проверки. При этом в течение всего года руководители могут изменять и длительность проверки, и количество проверяемых организаций. Изменения в план-график фиксируются в отдельном совместном приказе.

Кроме этого, пункт 2 статьи 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ позволяет территориальным органам ФСС проводить внеплановые выездные проверки в случае поступления жалобы работника на отказ работодателя выплатить страховое обеспечение или на неправильное определение его размера (п. 3 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ).

Другим поводом для внеплановой проверки может послужить обращение страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (п. 4 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ). При этом контролеры имеют право затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.

Таким образом, сотрудники ПФР и ФСС могут проводить выездные проверки и чаще чем один раз в три года.