Новое в налоговом администрировании или как налоговики будут проверять компании в 2016 году



Цель нашей компании - помочь бизнесменам России, используя законы и судебную практику, легально снизить налоги, обезопасить активы, защитить бизнес и создать основу для процветания и преуспевания.

Новое в налоговом администрировании или как налоговики будут проверять компании в 2016 году
Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге
15.02.2016

Статья подготовлена сотрудником ЮК "Туров и Побойкина - Сибирь" Николаем Визером, для журнала "Эпиграф"

Российский бюджет ощущает острую нехватку денег. Задача пополнения казны практически полностью возложена на налоговые органы. Но на пути налоговиков стоит Налоговый Кодекс и права налогоплательщика. Если соблюдать положения действующего законодательства, с поставленной задачей справиться довольно трудно. Поэтому законодательство последних лет ориентировано преимущественно на устранении препятствий инспекторам на пути доначисления. И результат налицо. На настоящий момент процедура налоговой проверки практически не содержит каких-либо ограничений для налоговиков. А в тех случаях когда ограничения всё же есть, не предусмотрено никаких последствий их нарушения. Тем не менее, даже это результат налоговиков не удовлетворяет. Совершенствуется судебная и правоприменительная практика. Приведём обзор основных изменений.

Расширяются временные границы налоговой проверки

В Определении ВС РФ от 09.09.2014 N 304-КГ14-737 сказано «Суды апелляционной и кассационной инстанций, сославшись на положения пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса, пришли к выводу, что указанная норма налогового законодательства не содержит запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года, в котором принято решение о проведении налоговой проверки».

Смысл этого новшества понятен — налоговики хотят максимально оперативно реагировать на нарушения налогоплательщика и увеличивать сумму доначислений. При этом создаётся явно избыточное давление на бизнес, поскольку проверять текущий период налоговики обязаны в рамках камеральных проверок.

А в исключительных случаях глубина проверки может превышать установленную законодательством глубину в 3 года. Это делается в случае представления налоговой декларации за более ранний период. По этому поводу Определение ВС РФ от 05.03.2015 N 305-КГ15-606 по делу N А40-54040/2013 говорит, что «Налоговым законодательством предусмотрена возможность подачи уточненной декларацию за период, который находится за пределами трех лет, в связи с чем возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока согласно абзацу 6 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов. Налоговое законодательство не ограничивает возможность представления уточненной декларации и назначения повторной проверки в соответствии с указанной нормой».

При этом отношение судом к соблюдению налоговым органом самих сроков проверки довольно либеральное, так в частности Постановление ФАС МО от 14.05.2014 N Ф05-4090/14 говорит, что «Превышение Инспекцией трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки обусловлено принятием необходимых мер для получения информации в отношении финансово-хозяйственной деятельности Общества, а также сбора доказательственной базы в части недостоверного отражения показателей в представленной уточненной декларации по НДС, не повлекло нарушения прав налогоплательщика и не привело к принятию неправомерного решения, в связи с чем данное обстоятельство не признано судами в качестве существенного нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, влекущего отмену решения налогового органа».

Таким образом, невозможно даже определить, когда налоговая проверка будет закончена и как можно влиять на данные сроки.

Ознакомление с результатами налоговой проверки.

НК РФ обязывает налоговые органы представлять налогоплательщику материалы налоговой проверки. Без исполнения данного требования налогоплательщик не в состоянии обеспечить адекватную юридическую защиту своих прав. Нужно отметить, что налоговые органы всеми силами стараются обходить данное правило, как правило, представляют лишь документы, которые носят обвинительный характер. Чёткого понимания, как должно быть реализовано данное правило, нет.

«Обзор судебной практики АС ЗСО за II квартал 2015 года по спорам, возникающим из административных, гражданских и иных правоотношений» указывает, что «Для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у налогоплательщика возможности ознакомиться со всеми ее материалами, необходимо выяснить, о каких документах и сведениях идет речь, каким образом подобная информация влияет на выводы налогового органа, зафиксированные в акте выездной налоговой проверки; обеспечил ли налоговый орган при ее проведении право налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки».

Фактически суд дал возможность налоговым органа отступать от данного правила, если сочтёт нарушение прав налогоплательщика незначительным. Как именно будет определяться значительность зависит от экономической ситуации в стране.

Уголовное преследование

Налоговики заинтересованы не только в проверки деятельности налогоплательщика, но и в непосредственном взыскании налогов. Поскольку налогоплательщик применяют меры по защите своих активов взыскание налогов может быть затруднительным и затянутым. В этих условиях ужесточается налоговое преследование членов органов управления налогоплательщика. Современная судебная практика склоняется к тому, что данное преследование должно осуществляться вне зависимости от обжалования налогоплательщиком действий налоговиков. Постановление ФАС МО от 20.05.2014 N Ф05-4500/14 «Направление материалов налоговой проверки в органы внутренних дел само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку не предрешает выводы органов внутренних дел относительно вопроса о возбуждении уголовного дела и не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не предусмотренных налоговым законодательством. Доводы заявителя о том, что в связи с принятием обеспечительных мер судом его обязанность по уплате налогов была приостановлена, являются ошибочными».

К чести российских судей стоит отметить, что есть и прямо противоположная судебная практика, однако, она относится к более раннему периоду.

При этом расширяется участие самих правоохранительных органов в налоговых проверках. Как показывает практика, сам факт участия полиции оказывает давление на налогоплательщика. Несмотря на то, что существует Регламент, предусматривающий порядок взаимодействия налоговых и правоохранительных органов, фактически действие сотрудников правоохранительных органов не контролируются никак. На практике оперативники обычно занимаются сбором информации путём опроса свидетелей. Данные протоколы опросов могут быть использованы в качестве доказательств. При этом не важно, когда и при каких обстоятельствах проводились опросы. Помимо опросов могут использоваться и другие приёмы из оперативно-розыскной деятельности, включая контроль телефонных переговоров.

Обжалование

Фактически развязав налоговикам руки при проведении выездной налоговой проверки, государство лишило налогоплательщика возможности защиты. Любые действия налогоплательщик предварительно должен обжаловать в вышестоящий налоговый орган. До того момента как вышестоящая инспекция не примет своего решения налогоплательщик не вправе обратиться в суд. То, что за это время налоговый орган может, например, арестовать счета и списать с них все деньги, никого особенно не волнует, так же как и возможность продолжения бизнеса после этого. При этом какая-либо ответственность налоговиков за нарушения действующего законодательства Налоговым кодексом не предусмотрена.

Итоги

Все указанные действия которые осуществляются параллельно с ужесточением законодательства о регистрации юридических лиц, банковского законодательства и законодательства о противодействии легализации денежных средств фактически делает бизнес беззащитным против произвола налоговиков и правоохранительных органов. Сейчас налоговики вправе приостанавливать регистрационные действия, не давая налогоплательщику даже адрес сменить, а банки вправе приостанавливать операции по счетам.

Бизнес, конечно, отреагирует, но бюджет России от этого не пополнится.

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.