Блог о налогах и налоговых проверках

Кому звонить, чтобы не доначислили НДС?

Здравствуйте, уважаемые коллеги! На связи Владимир Туров.

Звоните почаще своим партнерам и контрагентам. Иначе... Иначе налоговики могут вам доначислить НДС.

cold_callin2g.jpg


Итак, Постановление АС Поволжского округа №Ф06-53283/2019 от 24.10.2019 года по делу № А49-10285/2018 – это тот самый пример, когда телефонные звонки помогли сохранить 50 млн руб. Как было дело? Инспекция доначислила НДС, потому что ее не убедили кипы всех-всех-всех необходимых документов:
  • договоры поставки и спецификации к ним;
  • товарные накладные формы ТОРГ-12;
  • счета-фактуры и универсальные передаточные документы;
  • накладные на прием кряжа;
  • документы об оплате в безналичном порядке;
  • акты сверки взаимных расчетов;
  • товарно-транспортные накладные и путевые листы;
  • журналы учета завоза сырья;
  • сопроводительные документы на транспортировку древесины по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 571

Инспекция не поверила даже в то, что налогоплательщик использовал древесину в производстве, реализовал покупателям и заплатил все налоги. Кто знает, откуда корни у этой древесины.
А еще инспекция не услышала, что водители подтвердили перевозку древесины от спорных поставщиков. Все почему? Потому что, проверяющим «не понравились» контрагенты. А именно:
  • не представили сопроводительные документы на поставку древесины.
  • не находились по месту регистрации
  • не было информации в Интернете
  • обладали критериями рисков: массовый руководитель, отсутствие основных средств, работников и лиц, привлеченных по договорам ГПХ
  • платили налоги в минимальных размерах
  • не подтвердили факт аренды лесных участков
  • не отразили в ЕГАИС поставленную обществу древесину
Еще больше инспекторам «не понравились» контрагенты 2 звена, ответственность за которых должен нести налогоплательщик.


Почему контрагенты реальные

При всех этих «нехороших» признаках поставщики оказались реальными. Они подтвердили отношения с налогоплательщиком и в устной, и в письменной форме, и в документальной форме:
  • выписки из расчетного счета: контрагенты платили зарплату, налоги, брали и гасили кредиты в банках, перечисляли страховые взносы, покупали древесину, оплачивали услуги связи, доставку грузов. Нет ни малейшего намека на круговое движение денежных средств и последующее обналичивание;
  • допросы: руководители контрагентов подтвердили факт управления компаниями и отношения с налогоплательщиком. Кроме того, они рассказали детали: по какому адресу работали, и с какими поставщиками сотрудничали;
  • длительное сотрудничество и незапятнанная репутация: спорные поставщики поставляли обществу древесину с 2012 года, задолженность перед бюджетом отсутствовала, и в схемах по уходу от налогов не замешаны. Они подтвердили документально отношения с обществом, отразили все операции в книгах продаж и налоговых декларациях.
Тогда возникает вопрос: а куда же смотрели инспекторы, когда проводили проверку? Ведь если их теоретический взгляд не совпадает с реальным положением дел, значит нужно признать свою неправоту и отпустить налогоплательщика с чистой совестью? Или тщательно изучить кое-что…

Почему общение решает все

Когда у контрагентов весь спектр критериев недобросовестности, нужно узнать про должную осмотрительность. Как ты ее проявил и проявил ли в полном объеме? Стандартные методы в прошлом: им (т.е. сотрудникам ИФНС) будет мало выписки из ЕГРЮЛ и учредительных документов, проверки в арбитраже и на сайте ФНС и ФСCП. Чем больше креатива и доказательств детального изучения партнера, тем выше шанс отбиться от доначислений в суде. Как раз в этом поможет общение: фиксация ваших связей и запоминание всех контактов и диалогов. Желательно с помощью технических средств.
Кроме обычных процедур, навязанных Письмом ФНС России от 11.02.2010 №3-7-07/84, налогоплательщик подтвердил проявление должной осмотрительности следующими фактами:
  • юристы рассказали, как проходила проверка контрагентов;
  • сотрудники компании дали все адреса электронных почт и номера телефонов работников контрагентов;
  • налогоплательщик предоставил нотариально заверенную деловую переписку;
  • детализация звонков подтвердила, что что телефонные переговоры по указанным телефонам предшествуют датам поставки товаров;
  • условия договора – это тоже проявление мер осторожности: оплата только после факта поставки товара.
Суды всех трех инстанций посчитали, что инспекция зря доначислила НДС и не поверила налогоплательщику… Еще бы: при таких доказательствах реальности, общения и сотням документов…

А как часто вы звоните своим деловым партнерам? Или, быть может, вы увлечены бесконечными переписками в WhatsApp и Telegram? Или предпочитаете личные встречи за чашечкой кофе? Да, и неважно, как вы общаетесь, главное – процесс и частота. Общайтесь чаще: для вашей безопасности, особенно перед заключением договора. Ведь ваши звонки и письма – весомые аргументы от обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды.