Блог о налогах и налоговых проверках

Франчайзинг: как уйти от "дробления" и добавить налички руководителю?

Добрый день, коллеги!


Меня зовут Игорь Зарезако, я - руководитель отдела налогового планирования ЮК "Туров и Побойкина - Сибирь". Сегодня я хочу рассказать вам о франчайзинге
.

Как франчайзинг может помочь уйти от дробления бизнеса и добавить кэша учредителям? Прочитав до конца статью, вы получите краткую, но действенную инструкцию.

Часто, в группе компаний, занимающейся одним видом деятельности (например: производство и реализация одного вида товаров), под одним брендом, невольно возникает вопрос: Не признают ли налоговые органы в данной группе компаний – дробление бизнеса и не доначислят ли налоги, особенно если некоторые общества или индивидуальные предприниматели из данной группы компаний применяют льготные системы налогообложения?

Как можно грамотно объяснить данную ситуацию налоговым органам, да еще и сэкономить на налогах? Можно воспользоваться договором коммерческой концессии, то есть тем самым «франчайзингом».
ekrana_2019_03_11_13_26_24.png



Для этого:

1. Кто-либо из собственников (тот, кто в большей степени способствовал созданию и раскручиванию бренда) регистрирует на себя товарный знак или знак обслуживания в Роспатенте, предварительно зарегистрировавшись индивидуальным предпринимателем.
2. Далее, подписывает договор коммерческой концессии и передает права на товарный знак своей группе компаний (либо отдельным лицам) и сторонним компаниям - при этом получает за это вознаграждение (роялти).


Таким образом, при франчайзинге возникает аналог аренды, при котором в аренду сдается не имущество, а интеллектуальная собственность.
При этом, если группа компаний занимается одним видом деятельности, помимо договора франчайзинга необходимо учесть, что данные лица должны отвечать признакам самостоятельности и добросовестности: у них должны быть в собственности либо аренде помещения для ведения деятельности, должны быть свои сотрудники, должно быть собственное имущество, хозяйственные расходы и др.

В данном случае налоговые риски сводятся к минимуму.

Помимо устранения налоговых рисков, используя франчайзинг, группа компаний получает дополнительные бонусы:
- Компании абсолютно законно имеют право включить у себя в расходах роялти, уменьшив у себя налог на прибыль.
- Индивидуальный предприниматель — владелец товарного знака может законно получать наличные денежные средства и использовать их по своему усмотрению! Свободный кэш…. Неплохо, правда?)
- Учредителю компании, обладающему исключительным правом на товарный знак, уже нет смысла получать свои дивиденды классическим способом и уплачивать при этом 20% налог на прибыль и 13% НДФЛ с дивидендов, когда можно и под 6%.
- Не стоит забывать, что роялти может являться дополнительным пассивным доходом учредителя.
- И что немало важно – зарегистрировав товарный знак, ваш бренд не сможет присвоить себе кто-нибудь другой, вот пример из нашей личной практики: учредитель зарегистрировал за собой товарный знак и коммерческое обозначение, а немного позже другими лицами было создано общество с созвучным названием и если бы первый учредитель вовремя не зарегистрировал за собой обозначение и товарный знак, то была большая вероятность, что данный бизнес был бы захвачен другими лицами. А так и бизнес цел и кэш всегда есть, не говоря уже про экономию налогов!
Таким образом, поняв смысл и возможности франчайзинга, можно спокойно и на законных основаниях продолжать и расширять свой бизнес в группе компаний даже в такие нелегкие времена, как сейчас.

Если у вас есть вопросы по франчайзингу или вы хотите внедрить этот способ в свой бизнес, воспользуйтесь консультацией наших специалистов.